МААМ-картинки

Всеобуч для родителей «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста» (4 фото)

Леся Помиркованая
Всеобуч для родителей «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида «Алёнушка»

Всеобуч для родителей

«Особенности сенсорного

развития детей раннего возраста»

Разработчик: Помиркованая Леся Виталиевна Должность: воспитатель 1 квалификационной категории

п. Свободный, февраль 2014г.

Публикация «Всеобуч для родителей „Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста“» размещена в разделах

Цель: Дать родителям полные знания о сенсорном развитии ребёнка раннего возраста, его значимости и особенностях.

Вооружить знаниями о значении игры в развитии ребёнка, о целесообразном педагогическом подборе игрушек и игр.

Приобщить к игре ребёнка – взрослого в условиях семьи.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.

Восприятие – это непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторах кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребёнка, нельзя не остановиться на понятии «Сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.

В раннем возрасте ребёнок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый). Формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Величиной предметов (большой, маленький); звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

Очень важно в раннем возрасте проводить разнообразные виды деятельности по сенсорному развитию, основная задача таких видов деятельности — накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия :

Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.

Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.)

Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

В каждом родившимся ребёнке спит гений. А вот удастся ли разбудить его в крохе, развить способности данные природой, зависит родители, только от вас.

Поэтому, помните. У вас никогда больше не будет такой возможности развить у ребёнка память, внимание, мышление, речь, как сейчас. Не упустите ни одного дня. Вероятно, вам известно, что ведущим видом деятельности у ребёнка является – игровая деятельность! Только через неё он может получать новые знания. Осваивать умения, овладевать навыками. И вот здесь вам не обойтись без развивающих игр.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира.

В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

различение цветов по принципу «такой цвет — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу. Например, можно предложить ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;

зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы (или предметные картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет;

закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называют основные цвета.

Четвертый лишний

Вам потребуются предметные картинки разных цветов.

1. желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;

2. зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;

3. красная клубника, красный помидор, красное яблоко, зеленое яблоко;

4. синяя бабочка, синее ведерко, синий флажок, зеленое ведерко.

Раздайте малышу карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.

Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета.

В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:

практические действия. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (всевозможные вкладыши, доски с отверстиями разной формы). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой — не такой», не называя ее;

зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур, путём положения друг на друга.

Найди пару по форме

Дайте малышу плоскую геометрическую фигурку из картона и предложите ему найти пару фигурке из заранее разложенных фигур на столе.

Эту игру можно повторять многократно, предлагая малышу геометрические фигуры разных цветов.

Всеобуч для родителей «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста»
Фото «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста»
Всеобуч для родителей - фото
Фото №1 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида Алёнушка Всеобуч для родителей Особенности сенсорного

Величина — это значимое свойство предметов (размер, объем, протяжность, измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объёма.

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе игр, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных игр желательно:

1. предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;

2. сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме:

В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы:

практические действия. Действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;

зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;

Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:сравнивая пары предметов практически — способом приложения;

зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов.

Спрячь в ладошке.

Вам понадобятся предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, игрушки из киндер – сюрпризов, резиновые игрушки).

Сначала дайте ребёнку маленький шарик или колечко и предложите спрятать его в ладошке. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе. Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

Количество — это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объема.

Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте. Обучение детей умению различать количество предметов сначала происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением.

Бутылки

Наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с ребёнком сравните количество воды в бутылках: «Посмотри, в этих бутылках вода. В этой — много воды, здесь половина бутылки, а в этой мало воды. Покажи, в какой бутылке много воды. Теперь покажи, в какой бутылке мало волы.»

Затем дайте малышу пустые бутылки и попросите налить в них из-под крана заданное количество воды: много, мало, половину.

Уважаемые, мамы и папы. Не забывайте по окончанию каждой игры хвалить и поощрять своего кроху. Не забывайте использовать полученный сенсорный опыт и в повседневной жизни ребёнка.

Помните, ваша основная задача накопить у ребёнка обширный сенсорный опыт. Это позволит малышу в более старшем возрасте обобщить свои знания, поможет использовать свой опыт в других ситуациях.

Практическая часть всеобуча

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста».

Предлагаю родителям изготовить игру своими руками. Затем раздаю приготовленные листы с трафаретами на выбор:

1 группа игра «Зайчата». Игра направленна на ознакомление с цветами предметов.

2 группа игра «Куклы – неваляшки». Игра направленна на ознакомление с формой предметов.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей раннего возрастаДидактические игры для детей раннего возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида «Алёнушка» Дидактические игры для.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Всеобуч для родителей «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 05:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД