Получи документы

Выявление одарённости детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Ирина Осипова
Выявление одарённости детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Так что же такое одарённость? Исходя из разных источников, под

одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при

прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные

творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и

означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. При

определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант

определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная

богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом,

Публикация «Выявление одарённости детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» размещена в разделах

обеспечивающие высокие успехи в деятельности.

Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко

распространены различные представления о том, что следует понимать под

музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность –

высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей.

Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный

и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная

обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями

музыкальной одаренности.

Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается

это дар Божий.

Специалисты выявляют следующие уровни одаренности :

«Яркий», просветленный: 1 из шести (17 %)

Умеренно одаренный :1 из 50 (2 %)

Высоко одаренный : 1 из 1000 (0,1 %)

Исключительно одаренный : 1 из 30 000 (0,003 %)

Необычайно одаренный : 1 из 3 миллионов (0,00003 %)

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью

концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в

том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети

рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки.

Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной

техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С

четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте

В процессе работы с детьми осуществляя педагогическое наблюдение, удалось

также выявить характер общения и поведения детей на музыкальных занятиях, а

именно:

- их заинтересованность, инициативность, активность, творчество.

Проведенная работа позволила мне правильно определиться в выборе приемов и

методов в работе с одаренными детьми.

Музыкальное воспитание одарённых детей мною осуществляется в следующих

формах:

Создание фольклорного ансамбля «Соловушка»

В течении 10 лет в нашем дошкольном учреждении проводятся

занятия по обучению детей народному пению, т. е. изучение

музыкального фольклора.

На базе детского сада была создана фольклорная группа

«Соловушка» которой руководит Осипова И. В. в группе занимаются

одаренные дети младшего и старшего дошкольного возраста. Дети

занимаются по программе школы традиционной русской культуры

«ОБЕРЕГ» Е. Г. Ворониной.

Фольклорная группа «Соловушка» ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛЬНОЙ

СТУПЕНЬЮ, НА КОТОРОЙ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ПЕРВООСНОВА

музыкально-творческого развития ребенка средствами

музыкального фольклора, более глубокие знания, умения, и навыки

в этом направлении ребята получают в школе, посещая занятия

фольклорного ансамбля «Печки-лавочки»

Благодаря этому все больше детей приобщаются к музыкальной культуре, к

песенной традиции своего народа.

Для этой цели задействованы разнообразные виды музыкальной, творческой

деятельности ребенка:

1. Слушанье и восприятие музыкального фольклора

2. Пение народных песен (шуточные, небылицы, пестушки, плясовые, игровые и. т. д.)

3. Движения с элементами народной хореографии (Элементы бытовых,

хороводных, круговых танцев)5

4. Музыкальные фольклорные игры

5. Элементарное музицирование (игра на инструментах устной традщии)

свистульки. Трещётки, и т. д.

6. Драматизация песен, сказокПесенный фольклор- это один из ярких видов музыкального

фольклорного искусства, который оказывает воздействие не только на

музыкальное, но и на общее развитие ребенка, формируя эмоциональную

сферу, делая ребенка чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Пение занимает важное место в творчестве детей. Оно

доставляет им огромное удовольствие, вызывая различные чувства и

настроения.

Музыкальный фольклор становится для детей уроком истории, ознакомлением с

краеведением, родной речью.

Основными направлениями работы является:

1. Ознакомление с народной музыкой

2. Развитие навыков пения без сопровождения и под аккомпонимент (духовные

песни)

3. Формирование творческой активности

3. участие в общих мероприятиях, народных праздниках, выступлениях, на

концертах.

Занятия строятся так, чтобы ребенок почувствовал себя не только в роли

обучающегося, но и самостоятельно действующей личностью. Дети знакомятся с

устными и песенными жанрами фольклора (скороговорки, дразнилки, прибаутки,

потешки, заклички, колядки, песни; плясовые, хороводные.)

Главное содержание занятий детского музыкального фольклора

составляет пение. Желательно придерживаться такой установки: «Пой как

говоришь, а говори на распев.»

Обучение включает в себя упражнения для голосового аппарата: на

развития дикции, дыхания и единой звуковой позиции, нами используются

малые формы устного народного творчества. (скороговорки, дразнилки,

прибаутки)

Для развития ритмической организации мы используем народные

инструменты устной традиции (ложки, трещетки, погремушки, стукалки,

коробочки.) Ритмические хлопки притопы в сочетании с игрой на детских

музыкальных инструментах (шумовых) способствуют развитию музыкально-

ритмического слуха, памяти, учат грамотно связывать пение с игрой.

Чтобы пение было без принуждения проводим фольклорные игры;

«Бояре», «Дрема», «Сидит Яша», «Золотые ворота», «Плетень», «Плету сито»,

они особенно удобны для распевного выразительного произношения

(интонирования, игры с припевами активизируют, раскрепощают детей,

создают необходимую атмосферу увлеченности. На занятиях устанавливается

неформальная обстановка, которая способствует развитию коллективного

творчества, появлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и

самовыражения.

Музыкальный фольклор используется в разных формах, (у рок-

концёр'т, урок-драматизация, урок-беседа.)

Благодаря синкретичности музыкального фольклора т. е. соединение в нем пения, слова, движения происходит развитие у детей основного вида

творческой деятельности- ИМПРОВИЗАЦИИ.

Костюмированные выступления детей на конкурсах, праздниках,

мероприятиях вырабатывают у детей уверенность в себе, желание петь,

танцевать и музицировать, делиться творческими успехами со сверстниками и

взрослыми.

Таким образом, создаются предпосылки для дальнейшего развития и

совершенствования творческой личности ребенка и формирование его

музыкальной культуры уже в школе.

Публикации по теме:

Опыт работы и презентация Развитие математической одарённости старших дошкольников Воспитатель 1 квалификационной категории Смолина Т. А. Развитие математической одарённости старших дошкольников (из опыта работы) Сегодня.

Особенности работы с одаренными детьми (из опыта работы)Особенности работы с одаренными детьми (из опыта работы) Что такое детская одарённость?Под одарённостью ребёнка мы понимаем более высокую, чем у его сверстников при равных условиях, восприимчивость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление одарённости детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 04:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД