Папки-передвижки

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников. Опыт работы

Людмила Горинова
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников. Опыт работы

Я, Горинова Людмила Михайловна, музыкальный руководитель «Детского сада № 139», г. Дзержинска. Представляю вашему вниманию практический опыт по теме : «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

Публикация «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах

Издавна музыка признавалась важным средством формирования качеств личности, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие человека : формируется эмоциональная сфера, совершенствуются психические процессы, развиваются способности к музыкальным видам деятельности.

Кардинальным для педагога является вопрос о природе музыкальных способностей : представляют они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Существует мнение, что музыкальность изначально присуща ребенку, что надо только не мешать ему саморазвиваться. Но теория и практика доказывают, что такого невмешательства мало.

Отсутствие планомерной и систематической работы с детьми может негативно сказаться на общем музыкальном развитии детей в последующем. Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии.

Дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Задача педагога – развить музыкальные способности ребенка, познакомить его с музыкой.

Этого мы можем достичь только благодаря комплексному и целостному подходу к организации образовательного процесса обучения детей игре на ДМИ.

Игра на ДМИ – это особый раздел в сфере музыкального развития, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Реализуя данный раздел, я выделила ряд организационных моментов, требующих особого подхода. Поскольку каждый из участников образовательного процесса по-своему уникален (возраст, особенности характера, темперамента, разный уровень информированности в области музыкального воспитания; уникальные традиции, существующие в каждой семье, насыщенный ритм жизни в ДОУ оставляет очень мало времени на обучение детей игре на ДМИ в рамках НОД и требует вовлечения других социальных институтов.

Вопрос о широких возможностях элементарного музицирования в развитии музыкальных способностей детей неоднократно поднимался ведущими педагогами, психологами, теоретиками и практиками, среди которых Б. М. Теплов, К. Орф, Н. А. Метлов, Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, В. В. Ищук, К. Линкявичус, Т. С. и В. Н. Шацкие, Е. А. Флерина и др.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра.

Н. А Ветлугина разработала систему музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, которую активно применяют в детских садах до сих пор.

Научно-методической основой моего опыта является педагогика Кононовой Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» и технология «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой.

Данные авторы говорили, что игра на ДМИ - это уникальная возможность развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать, что способствует проявлению эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства, что является целевым ориентиром ФГОС ДО.

Реализуемая в ДОУ программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса позволяет решать данные задачи.

Таким образом, я перед собой поставила

Цель:

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах

Данная цель решалась мною через

Задачи:

1. Закреплять знания детей о детских музыкальных инструментах.

2. Способствовать формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука.

3. Способствовать развитию самостоятельной музыкальной деятельности, импровизационной и эмоциональной раскрепощенности.

4. Обогатить РППС дидактическими пособиями, способствующими развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

5. Способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей по вопросу развития музыкальных способностей посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнения ребенком того или иного вида музыкальной деятельности.

Известный психолог Б. М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы музыкальных способностей. Способности Б. М. Теплов определяет, как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить их легкость и быстроту приобретения.

Он представляет музыкальность как комплекс музыкальных способностей, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения музыки и выделяет основные : ладовое, ритмическое чувство и музыкально-слуховые представления.

Утверждение, что музыкальные способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии.

Известный музыковед Н. А. Ветлугина отмечает, что основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности детей, необходимы для осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность, по ее утверждению, в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности, требующих восприятия и воспроизведения музыки.

Разработанная система методов развития умения у детей игры на ДМИ включает в себя:

- МДИ на развитие чувства ритма («Ритмическое лото», «Кто как идет»)

- Немаловажную роль в обучении детей игре на ДМИ играют попевки («Андрей-воробей», «Сорока-сорока» и др.)

- Интересна детям такая творческая форма работы как – задания для развития интонационной выразительности («Расскажи страшную сказку», «Позови друга по имени выразительно») и инмпровизационное музицирование (озвучивание сказок, стихов).

Каждый из этих методов проходит через все виды музыкальной деятельности.

Система работы по развитию музыкальных способностей детей, посредством игры на ДМИ, включает два приоритетных направления: обучение на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время.

Формы работы представлены на слайде

Изучив и проанализировав различные подходы к вопросу развития музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, я определила для себя приоритетной работу по элементарному музицированию, в тесном взаимодействии с пением, движением, восприятием музыки.

Любая работа требует системности, тщательного планирования, организации и создания соответствующих условий для реализации поставленной цели и задач, чтобы работа велась в неразрывной последовательности, чтобы сегодняшнее закрепляло вчерашнее, при этом создавая условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей.

На данном слайде представлены музыкально-дидактические игры и игровые упражнения направленные на развитие музыкальных способностей. Данные музыкально-дидактические игры легли в основу перспективного планирования обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

(гиперссылка)

Наблюдая за развитием детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что двух музыкальных занятий в неделю для полноценного музыкального развития недостаточно. Знания и умения, полученные на занятиях, по нашему мнению, обязательно должны подкрепляться в повседневной жизни.

Следовательно, нужно было искать другие формы работы по приобщению детей к игре на музыкальных инструментах, которые могли бы дополнить работу, проводимую на музыкальных занятиях. И такой формой стала музыкальная деятельность вне занятий, а именно: взаимное обучение детей, самостоятельная музыкальная деятельность в группе, организация концертной деятельности дошкольников, работа с педагогическим коллективом.

Для организации работы в свободное от занятий время, нами был составлен тематический план работы, где предусматривалось использование нетрадиционных форм сотрудничества детей и взрослых и активизация творческой деятельности всего педагогического коллектива.

На следующих слайдах представлены ритмические игры и упражнения с детскими музыкальными инструментами и игры и упражнения на импровизацию.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются все психические и волевые процессы, деятельность приобретает произвольность и планомерность, закрепляются знания и умения, полученные в предыдущих группах. Для закрепления понятия ритмического рисунка мелодии мы проводим аналогию с контуром рисунка в живописи. При этом обращаем внимание на то, что в ритмическом рисунке мы слышим короткие и долгие звуки, которые тоже можно записывать: короткая палочка – короткий звук, длинная – долгий звук.

Наибольший развивающий эффект достигается при обучении старших дошкольников игре по слуху. Этот способ очень трудоемкий и требует постоянного развития ладового и ритмического чувства, серьезной слуховой подготовки. Для упражнений на развитие музыкального слуха используем упражнения из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, представленного в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых интервалов (от октавы до примы).

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах подразделяется нами на три этапа:

1. этап – подготовительный;

2. этап – основной;

3. этап – этап закрепления знаний и умений.

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах по слуху, построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Пропевание мелодии помогает детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Поэтому важно побуждать детей подпевать во время игры, чтобы они могли ориентироваться на свое пение. Такой прием способствует развитию слуха и слуховой координации.

Одновременно с работой над развитием ладового и ритмического слуха, музыкально-слуховых представлений мы обучаем детей приемам звукоизвлечения. Учим правильно держать музыкальный инструмент, направлять удар, не задерживать.

Для осознания соотношений длительности звуков мелодии, нами применяется прием моделирования на фланелеграфе с помощью длинных и коротких полосок, прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведения его на музыкальном инструменте. После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на музыкальном инструменте, мы переходим к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, нами применяются следующие приемы:

• выкладывание звуков – кружочков на разной высоте на фланелеграфе;

• показ рукой движения мелодии;

• прием «немой клавиатуры» (нарисованной, где ребенок показывает расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

Если детям сразу трудно найти первый звук, с которого начинается мелодия, около него мы наклеиваем цветной кружочек. Постепенно задания для детей усложняются, от игры на двух соседних звуках, до различения движения мелодии вниз через ноту, диапазон пьес для музицирования расширяется. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, мы учитываем возрастные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают простые мелодии, с другими требуется более детальная подготовительная работа.

Итоговым этапом в обучении детей игре на музыкальных инструментах мы считаем музыкально-исполнительскую деятельность детей в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить их музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности. На этом этапе важно научить детей слышать себя как часть общего оркестра, соотносить свою игру с игрой других детей, развивать чувство ансамбля.

«Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду» (Э. П Костина).

В решении поставленных передо мной задач огромную роль отвожу организации РППС. Музыкально-творческая среда приводит к возникновению у детей увлеченности исполнительской деятельностью. Качество среды подразумевает ее многофункциональность, безопасность, доступность, динамичность в соответствии с ФГОС ДО

Особое внимание в организации самостоятельной музыкальной деятельности мы уделяем наличию дидактического и наглядного материала, музыкальных инструментов, использованию технических, звуковых и экранных пособий, нотного и книжного материала по данному направлению в каждой возрастной группе.

Старшие дошкольники активно выступают и играют в оркестре на утренниках, развлечениях, перед другими детьми и родителями, на концертах в школах, принимают участие в городских и региональных конкурсах и фестивалях.

На следующем слайде представляю вашему вниманию исполнение р. н. песни «Ах, вы сени» на празднике Осени.

Интересной формой работы является взаимодействие с родителями. Они являются активными участниками образовательного процесса.

Вопросы о развитии музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, в том числе игре на музыкальных инструментах, регулярно выносится на родительские собрания, где родители получают консультации методического и практического характера, смотрят выступления детского оркестра.

Родители принимают участие в создании и обогащении развивающей предметно-пространственной музыкальной среды, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр, костюмов, сюрпризов, подарков, в оформлении.

В нашем детском саду особое место в музыкально-образовательном процессе занимают совместные праздники и развлечения. На мой взгляд, именно на празднике, который дает возможность чувствовать себя раскрепощенно, раскрываются эмоциональные, коммуникативные возможности каждого ребенка. Родителям я предлагаю участие в играх, эстафетах, игровых моментах, сценках, танцах, исполнение ролей персонажей и т. д.

Планируя взаимодействие детей и родителей, я опираюсь на требования федеральных государственных стандартов. В планах я выделяю участие родителей в культурно-досуговой деятельности.

Проводником музыки в повседневную жизнь детского сада является воспитатель, обладающий широким кругозором, понимающий задачи музыкального воспитания детей, обладающий музыкальной культурой. Чтобы научить детей, помочь им в проведении и организации музыкальных игр, он должен сам правильно исполнять детские песни, легко и красиво двигаться под музыку, играть на детских музыкальных инструментах. Поэтому нами планомерно проводятся занятия по обучению воспитателей пению, танцу и музицированию.

Совместно с руководством ДОУ была разработана схема работы музыкального руководителя с педагогическим коллективом. В течении нескольких лет воспитатели работали по данной схеме, с удовольствием отмечая растущий уровень музыкальных способностей детей, старались разнообразить музыкальную жизнь в детском саду.

Помимо вышеперечисленных форм работы, нами широко используется комплексный подход и социальное партнерство.

Наши выпускники являются активными участниками городских событий, выступают в числе приглашенных коллективов на Дне города, Дне победы и во Дворце детского творчества.

Целостность музыкально-педагогического процесса по развитию исполнительских умений и навыков дала свои результаты. Ребята полюбили игру на ДМИ, улучшился звуковысотный и ритмический слух, научились слышать друг друга в ансамбле.

Положительный результат хочется отметить и участием в конкурсах. На данном слайде представлены грамоты, дипломы, благодарственные письма за участие и победы в конкурсах на разных уровнях.

На следующем слайде представлены мои личные достижения как педагога.

Закончить свое выступление я хотела бы словами В. А. Сухомлинского «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Игра на инструментах в ансамбле и оркестре является одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и в ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от их одаренности.

Литература

Выпускной вечер - незабываемое событие в жизни каждого. Кажется, только вчера родители привели своих малышей в детский сад, а уже сегодня ребята попрощались с таким уютным местом, которое стало для них вторым домом. Это праздник с беззаботной порой, и в тоже время, ключик от дверей в интересный и увлекательный мир знаний.

На утреннике звучали поздравления и пожелания выпускникам, искренние слова благодарности сотрудникам дошкольного учреждения. Праздник получился добрым, душевным, наполненным любовью, заботой, тихой грустью от расставанья и радостью вступления в новую жизнь.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4-5 лет «Чудо паровоз» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей у старших дошкольников. Опыт работы
Опубликовано: 11 июля 2023 в 10:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД