Выступление на городском семинаре «Особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР»

Наталья Казова
Выступление на городском семинаре «Особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР»

Учитель-логопед ГБДОУ д. с. №17 Петродворцовый район СПб Казова Наталья Анатольевна

Одним из основных направлений теоретических аспектов компетенции воспитателя логопедической группы являются особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР.

Специальные знания в области речевой патологии необходимы,так как они определяют цели, задачи, содержание и, в конечном счете, качество коррекционной работы воспитателя. Поэтому воспитатель, пусть не в таком объеме и не так глубоко, как логопед, должен знать причины, структуру и проявления ОНР, как преобладающего нарушения речи у детей логопедических групп.

Причины ОНР

Это различные неблагоприятные биологические и социально-бытовые факторы, которые действуют в период внутриутробного развития, в момент родов и первых дней жизни или в первые годы жизни ребенка, когда формируется его речь.

1.Внутриутробная патология - это различные вирусные инфекции, интоксикации, токсикозы матери во время беременности, несовместимость крови по резус-фактору.

2.Родовая травма, асфиксия во время родов, Кесарево сечение, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям в той или иной степени.

3.Различные заболевания в первые годы жизни .

Особенно опасными являются частые инфекционно-вирусные заболевания и менинго-энцефалиты.

4.Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5.Неблагоприятные наследственные факторы, генетические заболевания.

6.Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к дефициту общения, педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы.

Речь – высшая психическая функция, которой природа одарила только человека. Наличие полноценной речи обеспечивает полноценное функционирование различных отделов коры головного мозга.

В ряде случаев сочетание различных неблагоприятных факторов вызывает органическое поражение центральной нервной системы, т. е. нарушение ее целостности. А это в свою очередь приводит к поражению речевой функции. ОНР почти всегда обусловлено органическим поражением ЦНС за исключением легко обратимой формы, связанной с неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизни ребенка. Чем раньше наступило поражение мозга, тем сложнее будет структура речевого нарушения. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

Неврологическая симптоматика, свидетельствующая об органическом поражении ЦНС: это слабость, вялость, неточность и нескоординированность движений органов артикуляции, мимической мускулатуры, мелкой и общей моторики.

«Стертая дизартрия» в логопедическом заключении говорит о том, что у ребенка имеются нарушения иннервации речевого аппарата, вызванные поражением отделов мозга, отвечающих за подвижность органов артикуляции. У наших детей неврологическая симптоматика в большинстве случаев носит стертый неярко выраженный характер.

В зависимости от того, какие отделы нервной системы пострадали в большей степени, недоразвитие будет преимущественно касаться двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций.

Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речи:

1.Фонетика При ОНР к 4-5 годам сохраняется нарушение произношения 4-5 групп звуков (свистящие - С, 3, Ц, шипящие - Ш, Ж, сонорные - Р, Р', Л, Л', аффрикаты - Щ, Ч, заднеязычные К-Г-Х, дефекты смягчения и оглушения согласных).

2. Несформированность фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез, представления).

При ОНР ребенок с нормальным биологическим слухом не различает звуки речи, сходные по звучанию и по артикуляции. Это приводит к смешению и неточному произношению оппозиционных фонем: с-ш, з-ж, с-ц, р-л, ч-ть и др. Несформированность фонематического анализа и синтеза приводит к нарушению звуконаполняемости и слоговой структуры слов.

3.Лексика. Словарный запас детей с ОНР отстает от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Он беден и скуден.

4.Грамматический строй речи. У таких детей наблюдаются стойкие аграмматизмы при словообразовании, словоизменении, при различных видах согласования,пропуски предлогов и др. Дети затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

5.Связная речь. Все перечисленные затруднения отражаются в связной речи детей. Им доступны лишь простейшие формы диалога (утвердительный или отрицательный ответ; реплики, не содержащие связного высказывания). Монологическая речь у таких детей отрывочная, фрагментарная, непоследовательная.

В зависимости от степени выраженности нарушений компонентов речи в ОНР выделяют 4 уровня речевого развития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи как средства общения. Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподрожаниями, сопровождают их мимикой и жестами.

Как правило, I уровень речевого развития вызван грубым поражением ЦНС. В структуру речевого дефекта таких детей входят и нарушения неречевых психических функций, расстройства эмоционально-волевой сферы, у них часто нарушена моторика.

У детей II уровня речевого развития кроме «лепетных» слов появляются искаженные общеупотребительные слова. Произносительные возможности таких детей значительно отстают от возрастной нормы. У них наблюдается нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов.

II уровень речевого развития так же сочетается с выраженной неврологической и психопатологической симптоматикой. Такие дети часто отличаются общей моторной неловкостью, плохой координацией движений. Часто наблюдается двигательная расторможенность, нарушения мышечного тонуса, вялость и слабость артикуляционной и мелкой моторики. Незрелость эмоционально-волевой сферы: эмоциональная неустойчивость, чрезмерная раздражительность и агрессивность.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Таких детей часто понимают только близкие.

У детей III уровня речевого развития, как правило, отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы, отмечается достаточно благополучное раннее психомоторное и речевое развитие. У них могут наблюдаться лишь стертые неврологические дисфункции. Дети достаточно спокойны, умеют внимательно слушать, запоминают инструкцию, стараются проявлять самостоятельность в различных видах деятельности, у них хорошо формируются культурно-гигиенические навыки.

IV уровень (по Т. Б. Филичевой) характеризуется незначительными нарушениями всех компонентов языка.

В логопедические группы ДОУ попадают дети, в основном, со 2 и 3 уровнем речевого развития.

Структура речевого дефекта.

ОНР – системное недоразвитие со сложной структурой дефекта, в которую входят речевые и неречевые нарушения. Речь и другие психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление в процессе развития взаимосвязаны. Поэтому неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей сенсорных, интеллектуальных и эмоционально – волевых нарушений. Понимание сложной структуры ОНР, содержащей три блока речевых и неречевых нарушений, ответит нам на 3 главных вопроса:

1. Что должно стать объектом коррекционной работы логопеда и воспитателя?

2. Почему мы должны работать не только над развитием речевых, но и над развитием неречевых функций?

3. Какие отклонения в эмоционально-волевой и личностной сфере у наших детей обусловлены речевыми проблемами?

Нарушение неречевых психических функций у детей с ОНР. [/i]

1. Снижение продуктивного внимания и восприятия. Дети быстро утомляются и перестают воспринимать учебный, особенно словесный материал, а вот, например, мультфильмы могут смотреть достаточно долго и заинтересованно. Утомление и истощение внимания и восприятия у одних детей выражается в двигательном беспокойстве и возбуждении: дети болтают ногами, руками, крутятся. Другие, наоборот, ведут себя тихо, спокойно, но не воспринимают происходящее.

2. Снижение вербальной памяти.

3. Нарушение зрительной памяти. Детям трудно запомнить и восстановить порядок расположения предметов или картинок.

4. Недоразвитие словесно-логического или вербального мышления. Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. О чем бы человек ни думал, он всегда мыслит посредством языка. Мышление, в свою очередь, делает речь логичной, понятной, последовательной. Даже в ходе специального обучения наши дети с трудом овладевают такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, затрудняются при установлении закономерностей.

5. Нарушение моторики: общей, мелкой и артикуляционной. У некоторых детей наблюдается плохая координация, неточность, снижение скорости выполнения общих движений. Дети спотыкаются, спускаясь и поднимаясь по лестнице, медленно едят и одеваются или наоборот делают это слишком быстро и неаккуратно. Большие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Это особенно видно на музыкальных занятиях и на физкультуре.

Пальцы рук у них слабые, малоподвижные. Многие 5-ти летние дети неправильно держат ложку, с трудом держат карандаш, не могут точно раскрасить или заштриховать картинку, не могут застегнуть и расстегнуть пуговицы. Нарушения артикуляционной моторики выражаются в вялости и слабости органов артикуляции, в неточности и неполноте движений, что приводит к нарушению произношения звуков и к общей невнятности и смазанности речи.

Отклонения в эмоционально-волевой и личностной сфере

вызваны трудностями в общении со сверстниками и взрослыми. Это страх перед общением, чувство неуверенности в себе, замкнутость, пассивность, ранимость, обидчивость, плаксивость, а так же негативизм, повышенная раздражительность и возбудимость, конфликтность и агрессивность,нестойкость интересов и склонность к спонтанному поведению.

Все перечисленные особенности являются следствием системного нарушения речи, а не просто нарушениями поведения и проблемами воспитания. По мере коррекции речевых и неречевых психических функций будут сглаживаться и негативные проявления в эмоционально-личностной сфере.

Мозг ребенка достаточно пластичен, а нервно-психические функции находятся в процессе непрерывного развития и созревания. Поэтому последовательная и терпеливая работа по преодолению у детей всех 3 блоков недоразвития в сложной структуре ОНР обязательно даст свои положительные результаты.

Используемые источники:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki

2.«Особенности работы воспитателя логопедической группы»

Сагалова О. П. учитель-логопед ГБДОУ д/с №116 Выборгского района СПб

https://sites.google.com/. /osobennosti-raboty-vospitatela-logopediceskoj.

Публикации по теме:

Актуальность опыта работы воспитателя на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР» Актуальность опыта работы на тему «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи» воспитателя.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Выступление на городском семинаре «Особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР»
Опубликовано: 10 марта 2014 в 17:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...