Выступление на городском семинаре «Особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР»

Наталья Казова
Выступление на городском семинаре «Особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР»

Учитель-логопед ГБДОУ д. с. №17 Петродворцовый район СПб Казова Наталья Анатольевна

Одним из основных направлений теоретических аспектов компетенции воспитателя логопедической группы являются особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР.

Специальные знания в области речевой патологии необходимы,так как они определяют цели, задачи, содержание и, в конечном счете, качество коррекционной работы воспитателя. Поэтому воспитатель, пусть не в таком объеме и не так глубоко, как логопед, должен знать причины, структуру и проявления ОНР, как преобладающего нарушения речи у детей логопедических групп.

Причины ОНР

Это различные неблагоприятные биологические и социально-бытовые факторы, которые действуют в период внутриутробного развития, в момент родов и первых дней жизни или в первые годы жизни ребенка, когда формируется его речь.

1.Внутриутробная патология - это различные вирусные инфекции, интоксикации, токсикозы матери во время беременности, несовместимость крови по резус-фактору.

2.Родовая травма, асфиксия во время родов, Кесарево сечение, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям в той или иной степени.

3.Различные заболевания в первые годы жизни .

Особенно опасными являются частые инфекционно-вирусные заболевания и менинго-энцефалиты.

4.Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5.Неблагоприятные наследственные факторы, генетические заболевания.

6.Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к дефициту общения, педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы.

Речь – высшая психическая функция, которой природа одарила только человека. Наличие полноценной речи обеспечивает полноценное функционирование различных отделов коры головного мозга.

В ряде случаев сочетание различных неблагоприятных факторов вызывает органическое поражение центральной нервной системы, т. е. нарушение ее целостности. А это в свою очередь приводит к поражению речевой функции. ОНР почти всегда обусловлено органическим поражением ЦНС за исключением легко обратимой формы, связанной с неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизни ребенка. Чем раньше наступило поражение мозга, тем сложнее будет структура речевого нарушения. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

Неврологическая симптоматика, свидетельствующая об органическом поражении ЦНС: это слабость, вялость, неточность и нескоординированность движений органов артикуляции, мимической мускулатуры, мелкой и общей моторики.

«Стертая дизартрия» в логопедическом заключении говорит о том, что у ребенка имеются нарушения иннервации речевого аппарата, вызванные поражением отделов мозга, отвечающих за подвижность органов артикуляции. У наших детей неврологическая симптоматика в большинстве случаев носит стертый неярко выраженный характер.

В зависимости от того, какие отделы нервной системы пострадали в большей степени, недоразвитие будет преимущественно касаться двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций.

Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речи:

1.Фонетика При ОНР к 4-5 годам сохраняется нарушение произношения 4-5 групп звуков (свистящие - С, 3, Ц, шипящие - Ш, Ж, сонорные - Р, Р', Л, Л', аффрикаты - Щ, Ч, заднеязычные К-Г-Х, дефекты смягчения и оглушения согласных).

2. Несформированность фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез, представления).

При ОНР ребенок с нормальным биологическим слухом не различает звуки речи, сходные по звучанию и по артикуляции. Это приводит к смешению и неточному произношению оппозиционных фонем: с-ш, з-ж, с-ц, р-л, ч-ть и др. Несформированность фонематического анализа и синтеза приводит к нарушению звуконаполняемости и слоговой структуры слов.

3.Лексика. Словарный запас детей с ОНР отстает от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Он беден и скуден.

4.Грамматический строй речи. У таких детей наблюдаются стойкие аграмматизмы при словообразовании, словоизменении, при различных видах согласования,пропуски предлогов и др. Дети затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

5.Связная речь. Все перечисленные затруднения отражаются в связной речи детей. Им доступны лишь простейшие формы диалога (утвердительный или отрицательный ответ; реплики, не содержащие связного высказывания). Монологическая речь у таких детей отрывочная, фрагментарная, непоследовательная.

В зависимости от степени выраженности нарушений компонентов речи в ОНР выделяют 4 уровня речевого развития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи как средства общения. Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподрожаниями, сопровождают их мимикой и жестами.

Как правило, I уровень речевого развития вызван грубым поражением ЦНС. В структуру речевого дефекта таких детей входят и нарушения неречевых психических функций, расстройства эмоционально-волевой сферы, у них часто нарушена моторика.

У детей II уровня речевого развития кроме «лепетных» слов появляются искаженные общеупотребительные слова. Произносительные возможности таких детей значительно отстают от возрастной нормы. У них наблюдается нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов.

II уровень речевого развития так же сочетается с выраженной неврологической и психопатологической симптоматикой. Такие дети часто отличаются общей моторной неловкостью, плохой координацией движений. Часто наблюдается двигательная расторможенность, нарушения мышечного тонуса, вялость и слабость артикуляционной и мелкой моторики. Незрелость эмоционально-волевой сферы: эмоциональная неустойчивость, чрезмерная раздражительность и агрессивность.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Таких детей часто понимают только близкие.

У детей III уровня речевого развития, как правило, отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы, отмечается достаточно благополучное раннее психомоторное и речевое развитие. У них могут наблюдаться лишь стертые неврологические дисфункции. Дети достаточно спокойны, умеют внимательно слушать, запоминают инструкцию, стараются проявлять самостоятельность в различных видах деятельности, у них хорошо формируются культурно-гигиенические навыки.

IV уровень (по Т. Б. Филичевой) характеризуется незначительными нарушениями всех компонентов языка.

В логопедические группы ДОУ попадают дети, в основном, со 2 и 3 уровнем речевого развития.

Структура речевого дефекта.

ОНР – системное недоразвитие со сложной структурой дефекта, в которую входят речевые и неречевые нарушения. Речь и другие психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление в процессе развития взаимосвязаны. Поэтому неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей сенсорных, интеллектуальных и эмоционально – волевых нарушений. Понимание сложной структуры ОНР, содержащей три блока речевых и неречевых нарушений, ответит нам на 3 главных вопроса:

1. Что должно стать объектом коррекционной работы логопеда и воспитателя?

2. Почему мы должны работать не только над развитием речевых, но и над развитием неречевых функций?

3. Какие отклонения в эмоционально-волевой и личностной сфере у наших детей обусловлены речевыми проблемами?

Нарушение неречевых психических функций у детей с ОНР. [/i]

1. Снижение продуктивного внимания и восприятия. Дети быстро утомляются и перестают воспринимать учебный, особенно словесный материал, а вот, например, мультфильмы могут смотреть достаточно долго и заинтересованно. Утомление и истощение внимания и восприятия у одних детей выражается в двигательном беспокойстве и возбуждении: дети болтают ногами, руками, крутятся. Другие, наоборот, ведут себя тихо, спокойно, но не воспринимают происходящее.

2. Снижение вербальной памяти.

3. Нарушение зрительной памяти. Детям трудно запомнить и восстановить порядок расположения предметов или картинок.

4. Недоразвитие словесно-логического или вербального мышления. Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. О чем бы человек ни думал, он всегда мыслит посредством языка. Мышление, в свою очередь, делает речь логичной, понятной, последовательной. Даже в ходе специального обучения наши дети с трудом овладевают такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, затрудняются при установлении закономерностей.

5. Нарушение моторики: общей, мелкой и артикуляционной. У некоторых детей наблюдается плохая координация, неточность, снижение скорости выполнения общих движений. Дети спотыкаются, спускаясь и поднимаясь по лестнице, медленно едят и одеваются или наоборот делают это слишком быстро и неаккуратно. Большие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Это особенно видно на музыкальных занятиях и на физкультуре.

Пальцы рук у них слабые, малоподвижные. Многие 5-ти летние дети неправильно держат ложку, с трудом держат карандаш, не могут точно раскрасить или заштриховать картинку, не могут застегнуть и расстегнуть пуговицы. Нарушения артикуляционной моторики выражаются в вялости и слабости органов артикуляции, в неточности и неполноте движений, что приводит к нарушению произношения звуков и к общей невнятности и смазанности речи.

Отклонения в эмоционально-волевой и личностной сфере

вызваны трудностями в общении со сверстниками и взрослыми. Это страх перед общением, чувство неуверенности в себе, замкнутость, пассивность, ранимость, обидчивость, плаксивость, а так же негативизм, повышенная раздражительность и возбудимость, конфликтность и агрессивность,нестойкость интересов и склонность к спонтанному поведению.

Все перечисленные особенности являются следствием системного нарушения речи, а не просто нарушениями поведения и проблемами воспитания. По мере коррекции речевых и неречевых психических функций будут сглаживаться и негативные проявления в эмоционально-личностной сфере.

Мозг ребенка достаточно пластичен, а нервно-психические функции находятся в процессе непрерывного развития и созревания. Поэтому последовательная и терпеливая работа по преодолению у детей всех 3 блоков недоразвития в сложной структуре ОНР обязательно даст свои положительные результаты.

Используемые источники:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki

2.«Особенности работы воспитателя логопедической группы»

Сагалова О. П. учитель-логопед ГБДОУ д/с №116 Выборгского района СПб

https://sites.google.com/. /osobennosti-raboty-vospitatela-logopediceskoj.

Публикации по теме:

Актуальность опыта работы воспитателя на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР» Актуальность опыта работы на тему «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи» воспитателя.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Выступление на городском семинаре «Особенности речевого, психического и эмоционально-личностного развития детей с ОНР»
Опубликовано: 10 марта 2014 в 17:15
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Как дикие животные подготовились к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...