МААМ-картинки

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ

Ольга Бобровская
Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ

30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы развития", где я принимала активное участие.

Вашему вниманию хотелось предоставить статью "Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников дошкольного образовательного учреждения", которая была опубликована в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции "Учебно-воспитательный процесс: Свежий взгляд и новые подходы"

Публикация «Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ» размещена в разделах

"Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников дошкольного образовательного учреждения"

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речь – это, прежде всего – высшая психическая функция. Необходимо помнить, что параллельно с речью идет развитие всей личности ребенка, в частности, его интеллекта.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи, уделять внимание ее чистоте и правильности. [6, с. 21-22].

Но проблема заключается в том, что довольно часто родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Другие родители откладывают консультацию логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, в воспитании и обучении.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника[8, с. 15-16].

Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

- принцип субъектности воспитания;

- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

- принцип учета возрастных периодов развития;

- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

- принцип обязательной рефлексии всякой деятельности;

- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.

Но в нашей работе мы хотим особое внимание уделить другой стороне деятельностного подхода в обучении, когда он направлен не только на самого воспитанника, но и на его семью. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги заинтересованы в поисках новых точек взаимодействия, инновационных форм работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Таким образом, под деятельностным подходом в работе учителя-логопеда с семьей воспитанника мы понимаем вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности, направляемой и организуемой учителем-логопедом.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной деятельности, рассмотрим и проанализируем ее сущность.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к дальнейшему школьному обучению. Опыт показывает, что организовывая планомерную работу с родителями, следует не только изучить ряд особенностей родителей воспитанников, уровень их педагогической наблюдательности, а также особенности внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями и подразделяется на несколько этапов:

1. Подготовительный этап.

В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Логопед знакомит родителей детей, которые будут у него заниматься, с результатами обследования. При планировании прогноза коррекционной работы логопед учитывает роль всех членов семьи в воспитании ребенка.

Из первой беседы выясняются особенности развития ребенка, его увлечения, интересы. Логопед интересуется и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи малыша. Логопед объясняет, какую помощь он ждет от них в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы.

2. Практический этап.

Задача логопеда на этом этапе состоит в исправлении произношения, постановке и автоматизации поставленных звуков. На последнем этапе происходит закрепление поставленных звуков в самостоятельной речи. Поэтому на данном этапе автоматизации очень важен контроль над правильным произношением и со стороны родителей.

Логопед знакомит родителей с требованиями, приемами и содержанием своей работы. Это позволяет родителям видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.

Важно научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка, убедить их в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

3. Итоговый этап.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей, учитель-логопед должен рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т. е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами. [5, с. 15-20].

В настоящее время в научной литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями.

По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

Беседа

Установление доверительных отношений между семьей и логопедом. Создание условий для успешной коррекции речевого развития. Сбор необходимой информации о воспитаннике. Информирование родителей о результатах логопедического обследования, обучение приёмам коррекционной работы в семье.

Консультации (общие и индивидуальные)

Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений воспитанников.

Анкетирование

Анкетирование позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы, анализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и планировать работу с родителями на учебный год.

Родительские собрания

Закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

Речевой уголок

Речевой уголок даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме и так далее.

Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, досугов.

Каждая из описанных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями призвана по-своему приносить свои результаты в воспитательно-образовательном процессе, направленном на совершенствование личности воспитанников.

Таким образом, деятельностный подход в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников является одной из важных технологией коррекционно-педагогической работы с детьми. В этом процессе важно сделать членов семьи воспитанника активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, убедить их в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях. Главным результатом такой работы должны стать определенные достижения и успехи детей, а также взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Все это может способствовать не только гармоничному развитию личности ребенка, исправлению речи, но и сплочению семьи.

Список литературы

1. Бабина Е. С. Помогаем детям вместе: [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59.

2. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.

3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. 3-е изд. М. : Владос, 1999. 678 с.

4. Заваденко Н. Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М. : Маджерик, 2006. 42 с.

5. Захарова Е. Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С. 54 – 58.

6. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.

7. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.

8. Романович О. А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи. // Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с родителями Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с родителями» Учитель-логопед Моисеева О. И. Практической значимостью.

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопедаИспользование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопеда Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новые реалии, уметь ориентироваться, творчески мыслить,.

Использование элементов методики Фридриха Фрёбеля в работе учителя-логопедаИспользование элементов методики Фридриха Фрёбеля в работе учителя-логопеда Внешний вид стенгазеты. В непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми мы постоянно используем элементы данной методики.

Лэпбук в работе учителя-логопедаЛэпбук в работе учителя-логопеда Лэпбук в работе учителя – логопеда Цель: развитие познавательной активности детей 4 – 7 лет посредством развивающих заданий и игр. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» Цель: познакомить педагогов с разнообразными.

Мастер-класс «Использование театрализованных игр в работе учителя-логопеда» .

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя — логопеда Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 10:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД