Папки-передвижки

Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста

Манаенкова Лариса
Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие музыкально – ритмических способностей у детей дошкольного возраста средствами танца»

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.

Публикация «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

Дошкольный период – это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений интенсивного музыкального восприятия”, – пишет Н. А. Ветлугина.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности в наибольшей же степени - в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности.

На современном этапе музыкально – ритмическое воспитание направлено на решение образовательных, эстетических и воспитательных задач. Танец, как средство ритмики, способствует развитию общей моторики, координации движений, ритмической способности. Являясь видом музыкально – пластического искусства, он призван отражать явления окружающей действительности через двигательные образы а, следовательно, развивать пластичность, креативность, творческие способности.

Хореографическое искусство – массовое искусство, оно доступно всем, в том числе, и детям дошкольного возраста. Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы и, поэтому, большая часть информации легче усваивается ими через движение. И воображение ребенка, как об этом писал Л. С. Выготский, имеет двигательный характер. Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей : совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается мышечный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Танец – это искусство выразительных движений в определённом ритме. Танцу столько же лет, сколько всему человечеству. Издавна люди выражали свои чувства через слаженные движения. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи. Музыка и танец – неразлучные друзья.

Танцевальная музыка – это музыка для сопровождения танца. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Это связано с характером танцевальных движений и последовательностью танцевальных фигур. Ритм танца имеет огромное эмоциональное влияние на людей.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на концертах, эстраде, её слушают.

Музыка для танцев делится на народную и профессиональную. Первая живёт в народе. Как и в старину её играют на народных инструментах, под неё танцуют.

Танцевальная музыка, которую сочиняют композиторы, называется профессиональной. Она делится на оригинальную (сочинённую самим композитором) и обработка народных танцев.

В своих истоках танец всегда был и остаётся народным. Именно это и привлекает композиторов. Они часто используют народные танцевальные мелодии в своих произведениях – операх, балетах, сюитах, симфониях.

В мире существует огромное количество танцев. Условно их можно разделить на культовые, сценические и бытовые. Культовые и сценические можно видеть по телевидению. Для их исполнения необходимо особое место (сцена, храм) и специальная подготовка.

Бытовые танцы делятся на народные и бальные. Они существуют для тех, кто любит танцевать.

Народные танцы имеют древнюю историю. К самым старым из них относятся трудовые, воинственные, обрядовые. Древние люди верили в магическую силу танца, через него пытались задобрить богов. У разных народов есть похожие танцы – хороводы, которые включают в себя движение по кругу, потому что круг – это символ солнца.

Народный танец обычно строится свободно. Каждый танцор может импровизировать, вносить в общую пляску свой темперамент, фантазию. В народной практике танец часто соединяется с песней. Музыка народного танца проста. Она состоит из одной или двух мелодий, которые повторяются много раз с различными изменениями (варьируются). У каждого народа есть танец, в котором выражены наиболее яркие черты национального характера.

Известны слова великого русского писателя Н. В. Гоголя: «Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный росс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец бешенный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого лёгкий, воздушный».

Богата и разнообразна танцевальная культура. Порою бывает трудно определить, что за тема в основе пьесы – народная или написанная композитором, - так близки они между собой.

Танец является главным выразительным средством в музыкальном спектакле, который называется балет. Действительно, в балете нет слов, но он может рассказать прекрасную сказку, растрогать романтической поэмой, поразить воображение высокой трагедией только через движение и музыку.

Бальные танцы в нашем понятии – это красивые вальсы, танго, румба, исполняемые профессиональными танцорами на конкурсе бального танца. Однако, это не совсем так. Бальными называются все танцы, исполняемые в массовом порядке на танцах, дискотеках, вечерах. Как и многое другое, балы остались в далёком прошлом. Но без них трудно себе представить творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Тургенева…Бал был часть культуры 18-19 и начала 20 веков, важной частью судеб, живших тогда людей.

Родиной первых танцевальных вечеров в 14 веке стала Италия. На танцевальных вечерах рождался новый вид искусства – бальный танец.

В России до конца 17 Века ничего похожего на балы не существовало. В1718 году указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшими первыми русскими балами.

Бальные танцы состоят из специально придуманных движений и фигур, которые чередуются в определённом, заранее расписанном порядке. Почти все бальные танцы имеют народные корни, но, став частью придворных праздников, они сильно изменились по сравнению со своими предками.

Примерами творческого долголетия могут служить все следующие танцы: менуэт, гавот, жига, экосез.

В 19 веке на смену старинным танцам пришли новые: вальс, галоп, полька, краковяк, тарантелла, болеро, мазурка.

В начале 20 века в Россию пришли чарльстон, фокстрот, танго. Вслед за ними – рок-н-рол, твист, шейк.

Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:

1. Развитие музыкальности.

Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.

Развитие музыкальной памяти.

2. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.

3. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.

4. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

5. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

6. Развитие способностей фантазии и импровизации.

7. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

8. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше

На занятия в разных группах мы знакомим детей с элементами :

классического танца,

русского народного танца,

танцев народов мира,

спортивных танцев,

танцевально – игрового творчества,

детского современного танца, основанного на естественных движениях.

В зависимости от цели и возраста детей могут использоваться различные виды танцевального искусства. Так, например, для совершенствования моторики, чёткости и плавности движений, формирования осанки наиболее эффективным будет использование элементов народного танца, хореографической гимнастики. Для психологической разрядки, поднятия общего тонуса, снятия напряжения обычно используются детские современные танцы. Очень важно, чтобы все дети в танце были эмоционально раскрепощены, передавали своё внутреннее состояние, «заражали» друг друга энергией танцевальных движений.

Классическая музыка и танец.

Движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей ещё в Древней Греции. Считалось, что такие занятия приносят духовное и физическое здоровье.

При восприятии музыкального искусства через движение волшебный мир музыки раскрывает свою высочайшую художественно – эстетическую ценность.

Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», «первый вальс, ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Русский народный танец.

Народное творчество, или как его принято называть – фольклор, неисчерпаемый источник добра, любви, мудрости людской. Это мощное средство воспитания.

Можно ли всю жизнь слагать песни, былины, поэмы, рассказывать в них так много о Родине, о ее людях, и ни разу не произнести ни слова? Да, можно! И это язык русского народного танца. В глубокое прошлое уходит история танца, но и сейчас, на пороге третьего тысячелетия, интерес к этому прекрасному виду искусства не угасает. Русское народное танцевальное искусство по праву считается высокохудожественным. Из поколения в поколение сохранялись и с любовью передавались его лучшие образцы. Народные мелодии и песни отличает разнообразие красок, яркость образов и простота форм. Хореография народных танцев богата задорными и выразительными движениями.

Среди плясуний плавно и несмело

Плывет девчонка в гулкой тишине,

Задумчивая, словно лебедь белый,

Красивая, как вишня по весне.

Она не знает, что промчатся годы,

И к ней придут и слава, и почет.

По всей России водят хоровод-

В кругу их эта девушка плывет. (А. Дементьев)

На международных фестивалях танцев Россию в первую очередь представляют русские народные танцы: хоровод, пляска и перепляс.

Эти танцы были распространены почти по всей Древней Руси и служили не только развлекательным целям. Именно на танцах молодые люди присматривали себе невест. Хоровод представлял собой массовый танец, обладающий обрядовой составляющей. В нём нет ограничений по полу, возрасту и по количеству участников.

Пляска – неотъемлемая часть праздничных гуляний. Женская пляска отличается величавостью и плавностью, мужская – сильными, быстрыми, иногда даже резкими движениями.

В современном мире русский народный танец не теряет актуальности. В традиционный танец отлично вписываются современные элементы брейк – данса или хип – хопа, а сам танец всегда открыт для импровизации.

Происхождение русского народного танца связывают с религиозными обрядами, климатическими условиями проживания и особенностями жизненного уклада.

Танцевально – игровое творчество.

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте трёх – пяти лет потребность ребёнка проявить себя в творчестве огромна. Творчество – это не удел избранных, а норма для каждого малыша. Поэтому главная задача детского сада – как можно раньше определить направленность личности и создать условия для самовыражения детей, дать им возможность проявить себя в различных видах музыкальной деятельности.

Наиболее привлекательным для детей является танцевально – игровое творчество – синтез музыкальных образов и выразительных движений тела. В основе его лежит восприятие музыки. Многообразие настроений, музыкальных красок стимулируют фантазию ребёнка, помогают его воображению создать какой-то сюжет. Здесь важно всеми возможными средствами способствовать индивидуальному раскрытию детьми содержания музыкального произведения. После того, как музыка хорошо осмыслена детьми, когда они почувствовали красоту мелодии, метро - ритмическую пульсацию, различные оттенки настроений, можно предлагать им импровизировать, создавать танцевально – пластический образ.

Танцы народов мира.

В мировой танцевальной культуре существует много народных танцев, оставивших заметный след. Однако, не так много танцев с течением времени сумели сохранить высокий уровень популярности. Национальный греческий танец сиртаки можно смело отнести к такому танцу, который донёс свою славу до наших дней.

Сиртаки – популярный греческий танец, чудесная, заводная мелодия, поднимающая настроение. Сиртаки являются одним из символов Греции.

Танец появился ещё в древней Греции, как вид сценических выступлений. В то время он был важной составляющей театрального представления. В каждом жанре имелся самостоятельный танец. Танцоры древнего сиртаки основной упор делали на движения ногами. Ноги были обуты в специальные сандалии с железными накладками, которые при ударах об пол издавали ритмические звуки.

Спортивные танцы.

Так мы условно называем и ритмическую гимнастику, и упражнения со спортивными предметами (мячи, ленты, обручи, и различные перестроения, которые мы используем как на спортивных праздниках, так и на других мероприятиях. Например, перестроения с флажками можно использовать на празднике, посвящённому Дню Защитника отечества; ритмическая гимнастика применима для любого праздника. А на мероприятиях, посвящённых Олимпиаде, просто не обойтись без упражнений и танцев со спортивными предметами.

Детский современный танец.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский современный танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Современный танец в отличие от классического танца впитывает все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок нашему времени. Современный танец это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело обрело свой полноценный язык. Современный танец убеждает в том, что искусство есть продолжение и познание себя.

Сейчас в нашей стране происходит подъем современного танца. Он живет и активно развивается наряду с другими видами хореографического искусства. Существуют различные школы, группы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем танца. Ведь современная хореография – это, прежде всего, авторская хореография. Она стремится выразить все устремления сложного противоречивого внутреннего мира человека, помогает понять самих себя.

3аключение.

Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о взаимосвязи развития эмоционально-образного восприятия и выразительности движения.

У детей появилась уверенность в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.

Психологи отметили, что работа позволила скорректировать отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед неудачей.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.

Многие выпускники поступают в музыкальные школы, а танцами продолжают заниматься в танцевальных коллективах.

Прикреплённые файлы:

tancy_hbvh1.pptx | 2966,42 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 августа 2020 в 20:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД