Лучший педагог года

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (1 фото)

Галина Платонова
Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до

(выступление на педсовете)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада с детьми с ОВЗ. В своем выступлении я хочу познакомить Вас с законодательными основами получения образования такими детьми.

Количество детей с ОВЗ и инвалидностью по данным Росстата неуклонно растет. Поэтому реализация права детей с ОВЗ на образование является одним из значимых аспектов государственной политики. Нормативно-правовую базу в области образования таких детей в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

Публикация «Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до» размещена в разделах

международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);

правительственные (постановления, распоряжения);

ведомственные (Министерства образования);

региональные (правительственные и ведомственные).

Международные документы

Международное законодательство в этой области имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых международных актов, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация содержит историческое положение в статье 1:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ОВЗ является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия приняла на себя обязательства по включению всех положений в правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Федеральные документы

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79, закрепляющих право детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В статье 79 установлены условия организации для получения образования обучающимися с ОВЗ.

Законом «Об образовании в РФ» закреплены основные положения и понятия:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ распределяются на следующие категории:

Дети с нарушениями слуха

Дети с нарушениями зрения

Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушением интеллекта

Дети с задержкой психического развития

А также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами

эмоционально-волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Статья 18 определяет, что детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

«В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов».

Документом была предусмотрена разработка и принятие государственной программы «Доступная среда», направленной на разрешение этой проблемы.

ФГОС ДО.

Согласно положениям стандартов, реализация инклюзивного образования дает возможность улучшить перспективы детей с инвалидностью в вопросах получения навыков коммуникации, выработки поведенческих функций, налаживания взаимодействия со сверстниками, педагогами.

Со всеми этими документами можно ознакомится на портале «Образование без границ».

Портал «Образование без границ» http://edu-open.ru/ttp://edu-open.ru является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, и специалистов образовательных учреждений.

Портал «Образование без границ» позволяет иметь быстрый доступ к информационному ресурсу для оперативного разрешения конкретных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

На портале представлены:

• нормативно-правовые документы, с комментариями юриста

• видеолекции ведущих ученых по проблемам образования детей с ОВЗ

• научные доклады российских и зарубежных исследователей в области инклюзивного и специального образования

• коллекции научных материалов российских и зарубежных авторов по проблеме проекта;

• учебно-методические материалы для специалистов

• рекомендации для родителей

• обзоры международного и регионального опыта реализации инклюзивной практики образования.

К документам регионального уровня относятся:

• Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 года № 17/59-11 (статья № 17, № 19);

• Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы (подпрограмма «Дошкольное образование»);

• подпрограмма IV «Доступная Среда» государственной программы Московской области «Социальная защита населения Московской области» на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 658/36.

В заключении мне хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Публикации по теме:

Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ.

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образованияЛэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна. Исследования показывают, что.

Мастер-класс «Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации ФГОС до» Цель: создать условия для повышения уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации образовательной.

Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС до Методика «Квадрат функций», как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО* Назначение методики: определить индивидуальные.

Принципы обучения детей с ОВЗ На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить, помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание. Учить.

Программа дистанционного обучения детей с ОВЗ «Шаг навстречу» МУНИЦИПАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ___«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙРАБОТЫ»___ 155800 Ивановская.

Семинар «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара: «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до
Опубликовано: 23 марта 2018 в 18:07
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД