МААМ-картинки

Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

Ольга Королькова
Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

Подготовила

учитель – логопед

Королькова О. И.

Радужный 2017 г.

Слайд 1

Приветствие. Тема выступления:

Публикация «Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

«Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

Слайд 2

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Слайд 3

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной

деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

1. Проведение логопедического обследования с целью определения

структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление

логопедического заключения.

2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической

работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в

логопедической помощи.

3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической

помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов

логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

Слайд 4

4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического

состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых

занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся

(с использованием программного материала учебных дисциплин

гуманитарного цикла).

5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ,

методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение

разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках

государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития

ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

Слайд 5

7. сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

8. Разработка предложений по повышению эффективности

диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение

наиболее эффективного опыта логопедической работы.

9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих

условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной

организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)

проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,

по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в

соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных

умений.

Слайд 6

10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической

компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Слайд 7

Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда :

• Диагностическое;

• коррекционно-развивающее;

• организационно- методическое;

• консультативно-просветительское;

• профилактическое.

Слайд 8

Диагностическое направление работы

• Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.

• Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).

• Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Слайд 9

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

Слайд 10

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

1. Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных

программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми

образовательными потребностями;

2. Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по

коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию

коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Слайд 11

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается :

1. В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

2. В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

3. В подборе дидактических и методических материалов.

4. В ведении документации.

Слайд 12

Консультативно-просветительское направление работы включает:

• Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования

психолого-педагогической компетентности родителей (или законных

представителей) детей с ОВЗ, задействованных в образовательном процессе,

по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений

речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по

коррекции речевых нарушений у детей;

• консультирование педагогов и других участников образовательного

процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания

речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с

развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ

Слайд 13

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Слайд 14

Характеристика речи детей с ОВЗ.

При ОВЗ у детей отмечается более позднее развитие фразовой речи.

Нарушения устной речи проявляются в нарушении произношения. У некоторых детей нарушается только одна группа звуков. У других одновременно две или несколько групп звуков.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ОВЗ, в частности, смешения звуков, является недостаточная сформированность фонематического восприятия. Нарушения проявляются как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза. Нарушения звукового анализа и синтеза очень стойкие. Они сохраняются в течение нескольких лет, вызывая нарушения чтения и письма.

Словарный запас школьников с отличается бедностью и неточностью: Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

Так, большинство детей с ОВЗ имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей. Во многих случаях на вопрос «Кем работает (мама или папа?» вспоминают несущественные, второстепенные сведения: Она пишет. Рядом с ней строят дом. Лишь немногие дети точно знают свою фамилию, имя, отчество, имя и отчество родителей.

Часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама — окно, конверт — письмо, вышивает — шьет). В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности.

В активном словаре детей с ОВЗ преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения. Также дети с испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов.

В речи детей недостаточно представлены местоимения, наречия. Они замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей

У детей с ОВЗ не сформирована система предлогов языка. Дети часто опускают предлоги в, из, не используют предлоги из-под, около, перед, за, смешивают предлоги из и в, на и в,заменяют предлог перед предлогом на, предлог под предлогом в, предлог около предлогом на, предлог за — предлогом на и т. д.

Изменение существительных по падежам часто сопровождается большим количеством ошибок. Еще большие трудности наблюдаются при согласовании прилагательных с существительными в роде

Более трудным для данной категории детей является образование названий детенышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, гусик).

Дети используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно простые предложения. Частыми ошибками бывают нарушения порядка слов в предложении: постановка сказуемого в конец предложения: Девочка книгу убрала; постановка прилагательного в конец предложения: Девочка платье надевает красное.

У детей с ОВЗ отмечается и своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ произведений (особенно повествовательного характера, составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и составление творческого рассказа, рассказа-описания. Они не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями.

Наиболее трудными для детей с ОВЗ самостоятельные рассказы на заданную тему. Многие отказываются от выполнения этого задания: не знают, о чем говорить или ограничиваются лишь одной фразой.

Таким образом, у детей обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.

Прохождение ступеней формирования навыка чтения и письма у детей с ОВЗ осуществляется замедленными темпами.

Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного. Процесс чтения сопровождается большим количеством разнообразных ошибок.

К нарушения письма относятся: замены букв, пропуски гласных и согласных; добавление букв; перестановки букв; пропуск слогов, слитное написание слов, предложений, орфографические ошибки. У детей с ОВЗ в процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, страдает плавность, ритмичность, наблюдается соскальзывание со строки.

Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от учителей-логопедов специально организованной коррекционной работы.

Слайд 15

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

На основании материалов обследования осуществляется группировка учащихся по схожему дефекту речи.

Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала по каждой теме, лексический материал, выбрать и применить наиболее эффективные средства коррекции речи в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей. Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта.

Групповые логопедические занятия проводятся во 2 половине дня 3 раза в неделю по 40 минут. Групповые логопедические занятия направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала. На занятиях широко применяются разнообразные наглядные опоры и игровые приемы.

Слайд 16

Обобщенная структура группового логопедического занятия :

мотивационная установка,

коррекция звукопроизношения,

развитие фонематического анализа и синтеза,

лексико-грамматические упражнения,

развитие связной речи,

неречевых процессов, мелкой моторики

коррекция нарушений письменной речи

рефлексивный анализ.

Слайд 17

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:

• Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

• Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

• Частый повтор упражнений с элементами новизны

• Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

• Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

• Конкретность и доступность заданий

• Умеренный темп работы

Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.)

Слайд 18

С введением ФГОС обучающиеся с ОВЗ наряду со всеми имеют право на получение

общего образования Согласно статье 42 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» No273-ФЗ, обучающийся, испытывающий трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации «вправе получать психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь». Одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении. Важным условием реализации программы сопровождения детей начальных классов является сотрудничество учителей со всеми специалистами: учителями-предметниками, социальными педагогами, психологами, дефектологами, логопедами, учителями ГПД, медиками, родителями (законными представителями).

Введение ФГОС НОО предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ, деятельность школьного учителя-логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой. Программа сопровождения обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии, их социальной адаптации.

Слайд 19

СПЕЦИАЛИСТЫ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Служба сопровождения в нашей школе работает по личностно – ориентированной модели. Цель усилий всей команды – не только ребёнка адаптировать к образовательному процессу, но и процесс «приспособить» к ребёнку, его образовательным потребностям и способностям, сделать его более экологичным. Основной задачей учреждения является подготовка детей к самостоятельной жизни и их успешной адаптации в обществе. Обучение воспитанников строится на принципах защиты прав и интересов детей.

Слайд 20

Имашева Анжела Владимировна – учитель – логопед

Слайд 21

Боякова Виктория Николаевна – учитель – логопед

Слайд 22

Королькова Ольга Ивановна – учитель – логопед

Слайд 23

Резанова Елена Николаевна – педагог – психолог

Слайд 24

Иванова Наталья Александровна – учитель – дефектолог

Слайд 25

Спасибо за внимание!

Успехов в работе!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Пояснительная записка Данная программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ (5-7 лет) в дошкольном образовательном учреждении. Рабочая.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Новое время – новые нравы…ценности, интересы, потребности. Современная эпоха богата на события, которые открыли нам большой спектр возможностей.

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗЛогопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.

Организация образовательной деятельности в Рамках реализации программы ребёнка с ОВЗ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Здравствуйте уважаемые.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС в МБОУ «Гимназия № 14 г.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Слайд 2 В настоящее время определены Федеральные Государственные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования.

Содержание деятельности логопедического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС ОВЗ Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной.

Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС. Подготовила Жданова Наталья Владимировна Учитель – дефектолог Классификация.

Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС ДО В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 21:51
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД