МААМ-картинки

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи»

Галина Бикташева
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи»

Взаимодействие ДОУ и семьи

Автор: Бикташева Галина Алексеевна, старший воспитатель МАДОУ №21, г. Кемерово

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди-взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его развитие и умение общаться со взрослыми и детьми. И как бы не были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья.

Публикация «Консультация „Взаимодействие ДОУ и семьи“» размещена в разделах

Родители, зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, либо обладают не достаточными знаниями и информацией об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах и подготовки ребенка к школе. Определенная часть родителей воспринимает дошкольный период как время, не требующее особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают свою роль на дошкольное образовательное учреждение. С другой стороны, сами сотрудники ДОУ берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что родители должны проявлять заинтересованность с общении с педагогическим коллективом учреждения.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, помощи в проведении праздничных мероприятий, участие в недели книги (когда родители приходят прочитать всей группе детей любимую книгу своего ребенка).

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

" Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума (своего микрорайона, улицы, района). Детский сад сотрудничает с общеобразовательными школами, музыкальными, спортивными школами, библиотеками. Дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия, например, участие в праздниках, выставках, конкурсах.

Также очень важно, чтобы родители и педагоги ДОУ строили свои взаимоотношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, в его профессиональных и личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта)

Итак, отношения ДОУ с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Список литературы:

1. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. – 248с.

2. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс. - 2001. – 256с.

3. Зверева О. Л., Котова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. //Библиотека руководителя ДОУ -Издательство Сфера. -2005.-80с.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет.

Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ» «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».[/h3].

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей» «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Проект родительского собрания «Взаимодействие семьи и ДОУ» ПРОЕКТ Родительское собрание "Взаимодействие семьи и ДОУ" Цель: Укрепить доброжелательное сотрудничество между педагогом и родителями. Задачи:.

Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников (Слайд 2, 3) В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.

Опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания» Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Взаимодействие ДОУ и семьи. Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье Цель: Создание условий для соблюдения прав ребенка в семье.

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС до Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания.

Взаимодействие семьи и ДОУ: социологические исследования Семья в современном обществе рассматривается как первая социальная общность, в которой закладываются основы личностных качеств ребенка.

Взаимодействие семьи и ДОУ: традиции и современность В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи»
Опубликовано: 6 сентября 2018 в 18:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД