Получи документы

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при подготовке детей к школьному обучению

Фаина Зейналова
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при подготовке детей к школьному обучению

Групповой проект (подготовительная группа)

Краткосрочный (две недели)

Актуальность проекта:

Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, отсутствием в детском саду группы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе.

Публикация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при подготовке детей к школьному обучению» размещена в разделах

Мы совместно с логопедом разработали проект, подобрали необходимый дидактический материал, составили конспекты коррекционных занятий. Занятия проводились три раза в неделю.

Цель проекта:

Построение системы комплексного педагогического воздействия, направленного на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего и гармоничного развития.

При построении системы взаимодействия опирались на следующие принципы:

- системность, учитывающая взаимосвязанность, взаимозависимость всех компонентов;

- комплексность – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций;

- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям с учетом психофизиологических закономерностей возрастного развития;

- адекватность предъявляемых ребенку в процессе занятий требований и нагрузок;

- постепенность и системность – следование от простых и доступных заданий к более сложным.

Задачи:

- создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;

- обозначить основные направления взаимодействия коррекционно- развивающей деятельности специалистов;

- разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Работа по реализации проекта проводилась поэтапно.

1 этап. Диагностический.

Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6 – 7 лет, составление карты развития ребенка. А также определение методической базы.

2 этап. Коррекционно-развивающий.

Разработка перспективного плана интегрированных коррекционно-развивающих занятий.

3 этап. Аналитический.

Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы и внесение изменений в

Ожидаемый результат.

Максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе. Наша совместная коррекционная работа доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.

Предлагаемый материал представляет собой представления методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.

Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.

Познавательная процессы –процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т. д.).

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. Идё т процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

Игра «Чего не стало?»

Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено:

Кто сидел за столом?

Кто стоял около стола?

Какого цвета рубашка у Пятачка?

Что ел Винни Пух?

Что держал в руках Кролик?

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с детьми, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов).

В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань).

Выходят два воспитателя, поочереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан - деревянный кубик.

Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Для развития памяти можно организовать игры:

«Запомни картинки»,

«Повтори слова»,

«Что ты видел сегодня на улице?». Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять детей! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Игра «Запрещенное движение».

Повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка, кто ошибается, тот садится.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);

2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

К 6-7годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые воспитатели предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Игра «Что снаружи, что внутри?»

Педагог называет пару предметов, а воспитатели говорят, что может быть снаружи, а что - внутри.

Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.

Для развития воображения можно организовать игры:

«Продолжи рисунок»,

«Дорисуй картинку»,

«Сочиняем сказку сами»,

Отчёт о результатах проектной деятельности

«Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при подготовке детей к школьному обучению» учителя-логопеда Мовсесян Е. С. и педагога-психолога Зейналовой Ф. Г.

- Углубленно обследовали детей с нарушением речи, заполнили диагностические карты.

- Поставили цели, определили актуальности и значимости проекта, подобрали методическую литературу для реализации проекта.

- Подобрали наглядно-дидактический материал, художественную литературу, дидактические игры.

- Разработали перспективный план коррекционно - развивающих занятий.

- Провели совместные коррекционно - развивающие занятия.

- Изготовили памятки родителям об устранение у детей нарушений в речевом и психологическом развитии.

- Дали рекомендации педагогам по вопросам речевого и психологического развития детей.

- Оформили стенд по развитию речи и познавательных процессов.

Отследили эффективность коррекционно-развивающей работы и внесли изменения в соответствии с динамикой усвоения материала ребенком.

Результатом проекта стало частичное выравнивание речевого и психофизического развития детей. Созданы равные стартовые возможности в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе. Наша совместная коррекционная работа доказала, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.

Созданный материал представляет собой методическую и практическую работу педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография)Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография) Цель: Оказание комплексной коррекционной помощи, стимулирующей познавательное, личностное и речевое развитие, с использованием элементов.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при подготовке детей к школьному обучению
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 09:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД