Лучший педагог года

Взаимодействие с семьёй в условиях лекотеки

Ольга Юрьевна Савичева
Взаимодействие с семьёй в условиях лекотеки

Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребёнка, но с необходимостью тесного сотрудничества с его семьёй. На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колосок» была создана лекотека.

Публикация «Взаимодействие с семьёй в условиях лекотеки» размещена в разделах

Основные задачи, которые лекотека решает, осуществляя работу с родителями, это помощь в ориентировке родителей в ситуации развития своего ребенка (в понимании его особенностей, проблем и ресурсов, содействие в формировании активной позиции родителей относительно ребенка, поддержание позитивного стиля взаимодействия взрослых с ребенком, обучение родителей и оказание психологической помощи. Специалисты лекотеки осуществляют психологическое сопровождение семьи преимущественно в процессе игровой деятельности. Наряду совместного посещения игровых занятий с ребенком, где уделяется время беседе с родителями, для решения этих задач родителям в лекотеке предлагается индивидуальное консультирование и групповая работа.

Индивидуальное консультирование родителей могут осуществлять разные специалисты лекотеки. Педагог-психолог лекотеки осуществляет консультирование родителей по следующим темам: «Организация жизнедеятельности и воспитания ребёнка с аутизмом», «Если в семье ребёнок с задержкой психического развития», «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ как условие развития личности ребёнка», «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». Учитель-логопед консультирует родителей по таким вопросам, как «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ», «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи», «Особенности развития речи у детей с нарушением зрения», «У вашего ребёнка задержка речевого развития. Что делать?».

Групповая работа для родителей в лекотеке направлена на решение нескольких задач:

формирование мотивации для установления гармоничных отношений с проблемным ребенком;

формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается помощь ребенку;

развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.

Основная форма организации работы с родителями – групповая (проведение семинаров, собраний, круглых столов и др.). Мы знакомим родителей с разнообразной полезной информацией, связанной с особенностями развития ребенка, его обучения и воспитания. По запросу проводим индивидуальные беседы: «специалист-родитель», «специалист-ребенок-родитель».

Используем в работе с родителями формы наглядной информации:

1. Информационные стенды для родителей. На этих стендах размещена информация общего характера.

2. Тематические стенды для родителей, где изложена в краткой и доступной форме информация об особенностях психического развития детей, рекомендации по преодолению тех или иных проблем в жизни ребенка и его семьи.

3. «Настольная» информация. Эта форма работы используется в местах ожидания детей (книги, брошюры, папки с рекомендациями специалистов).

4. Папки-передвижки помогают более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания.

5. Тематические выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей – с помощью этой формы работы родителям демонстрируются успехи детей, а также показывается, что у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и нужно развить творческие способности.

Опыт работы специалистов нашего учреждения показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и пониманию данной жизненной ситуации. Взгляд родителей на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками врачей и педагогов, а неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не адекватно оценивают возможности ребенка в воспитании детей. Очень часто самостоятельно не справляются со сложившейся ситуацией и нуждаются в адекватной поддержке специалистов, в частности психолога. Психологическая помощь направлена на формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательной компетентности родителей. Вся эта деятельность родителя, направленная на ребенка, помогает ему излечиваться от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

Групповая форма является одной из самых эффективных. Занятия проводятся один раз в неделю. При групповой форме психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого участника занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников, а также предполагает совместное участие родителей и детей на занятиях. Работа в группе направлена на активное присвоение и использование родителями в реальных жизненных обстоятельствах нового опыта, ведущего в дальнейшем к самопознанию их собственных потенциальных возможностей. Задачами психокоррекции являются:

• формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с ОВЗ;

• коррекция взаимоотношений в диаде родитель-ребенок;

• коррекция нарушенного психологического состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

• гармонизация внутрисемейных отношений.

Сопровождение семьи в лекотеке проходит в рамках семейно-ориентированного подхода, который даёт возможность учитывать не только особенности ребёнка, но и семьи, то есть работать с системой «ребёнок-родитель» и активно вовлекать родителей в работу по развитию ребёнка. В работе с семьёй в рамках семейно-ориентированного подхода специалисты стремятся создавать условия для того, чтобы родители сами формулировали запрос к специалисту, активно участвовали в обследовании ребёнка, вместе со специалистами планировали индивидуально-ориентированную программу работы с семьёй и участвовали в реализации этой программы.

Работа с группой родителей имеет свои преимущества. В группе создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, узнавания разных точек зрения, получения обратной связи о собственных идеях и представлениях. Специалист ведущий групповую работу с родителями тщательно подбирает родителей по их готовности к участию в группе и по характеру волнующих их проблем. Я использую такие формы групповой работы как родительский семинар и тренинг.

Родительский семинар решает задачу обучения. В нём могут принимать участие до 10-12 родителей. Семинар может состоять из нескольких встреч продолжительностью 1-3 часа.

В нашей лекотеке за минувший год было проведено более 10 родительских семинаров, темы которых были сформулированы по запросам самих родителей, а именно: «Гиперактивные дети», «Типы материнского поведения», «Как справиться с детской агрессией?», «Роль игры в жизни ребёнка дошкольного возраста», «Какие игрушки необходимы детям с ОВЗ». А также семинары-практикумы: «Играем пальчиками», «Я и мой ребёнок».

Тренинг для родителей направлен на решение задач психологической поддержки, преодоления проблемных ситуаций, дезадаптивных форм поведения. Оптимальное количество участников тренинга 4-6 родителей. Тренинг может состоять из нескольких встреч продолжительностью не менее 2-х часов.

За прошедший учебный год всего было проведено 6 тренинговых занятий, среди которых были на такие темы: «Учимся понимать друг друга» - совместный тренинг родителей и детей направленный на повышение коммуникативных навыков; «Как справиться с агрессией?» - цель тренинга состояла в разработке с родителями формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии; «Тренинг ассертивности» - направлен на развитие способности не зависеть от внешних оценок и влияний.

Опрос родителей показал, что постоянное взаимодействие со специалистами лекотеки (получение информации о проблеме, освоение методов и форм работы с ребёнком, участие в работе родительских групп, общение с семьями других детей) повышает уверенность родителей в собственных силах, способствует снятию тревожности, снижает уровень стресса у родителей, способствует формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.

Важно, чтобы в результате работы сложились доверительные отношения, и установилась «обратная связь» с семьей. Как правило, в диалоге каждая из общающихся сторон берет всю ответственность за собственные решения и действия. Сотрудничество с родителями – это непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Инновационная форма взаимодействия с семьёй в условиях введения ФГОС. Родительские собрания в ДОУ "Мягкие родительские встречи" Сумасшедший ритм жизни каждого родителя, проблемы на работе, в личной жизни или же просто не вовремя разрядился.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка» Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль.

Мастер-класс «Взаимодействие ДОУ с семьёй» 1. Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО 2. Семья для ребенка-это источник общественного.

Мастер-класс «Взаимодействие ДОУ с семьёй» 1. Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО 2. Семья для ребенка-это источник общественного.

Приобщение детей к здоровому образу жизни через взаимодействие с семьёй с помощью проектной деятельностиПриобщение детей к здоровому образу жизни через взаимодействие с семьёй с помощью проектной деятельности При решении задач целенаправленного формирования начальных представлений о здоровом образе жизни ребёнок должен быть активным участником.

Проект «Взаимодействие ДОУ с семьёй» Педагог дополнительного образования (хореограф) Высшей квалификационной категории Ибрагимова Юлия Валерьевна ГБДОУ №137 Выборгского района.

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность «Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьёй в условиях лекотеки
Опубликовано: 22 октября 2017 в 19:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД