МААМ-картинки

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до

Лариса Ермензина
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей

в условиях ФГОС ДО.

Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до» размещена в разделах

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителялогопеда для решения проблем речевого развития ребенка.

Наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействие с семьей» подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обязательно ненавязчивый, сосредоточенный контроль с обратной связью. К сожалению, современные родители, в силу объективных и субъективных причин, не обладают необходимыми педагогическими знаниями для оказания помощи своим детям.

Опыт работы показал, что концентрация внимания учителя-логопеда на работе с семьей дает положительные результаты. Наблюдая за рабо-той логопеда и знакомясь с ее специфическими особенностями, родители охотнее и лучше выполняют с ребенком домашние задания, а процесс коррекции ускоряется в 2 раза.

Разработанная мной система мероприятий по использованию по-тенциала семьи как ключевого аспекта логопедического сопровождения в ДОУ основана на принципах:

— научности;

— гуманизма;

«упреди, не навреди, победи»;

— конфиденциальности;

— добровольности.

В рабочей коррекционно-развивающей программе образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта выделены четыре этапа по работе с родителями:

1. Мотивационный — установление эмоционального контакта в триаде логопед — ребенок — родитель;

2. Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, учителя-логопеда и ребенка;

3. Деятельностный — практическая реализация программы;

4. Рефлексивно-диагностический — завершение процесса.

На первом этапе, в начале года, после обследования детей, родители каждого ребенка оповещаются о его результатах. Они узнают о проблемах в речевом развитии ребенка, получают советы, рекомендации для его воспитания. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, зависит, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

На втором этапе реализации системы мероприятий проведение групповых родительских собраний помогает объединить родителей, нацелить их на помощь учителю-логопеду, активно включиться в процесс образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией и воспитания детей. Родительским собраниям следует уде-ляется особое внимание, необходимо обладать необходимой информацией о родителях с помощью анкетирования, опроса по телефону, изучения их потребностей в области педагогических знаний.

Третий этап. В созданном родительском клубе «Волшебная страна Чисторечие» родители оформляют уголки родительских ожиданий. Кроме того, они участвуют в тренингах, днях открытых дверей, знакомятся с компьютерными коррекционно-развивающими программами, принимают участие в праздниках. Проявляют большую заинтересованность на практической образовательной деятельности. Здесь они обучаются артикуляционной гимнастике, массажу.

На четвертом этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, корректировка индивидуальных планов, принимаются решения о прекращении логопе-дической работы с ребенком или о ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.

План взаимодействия семьи и учителя-логопеда по профилактике и коррекции речевых нарушений

Этапы реализации мероприятий

по взаимодействию учителя-логопеда с семьёй.

Мотивациоиный — установление эмоционалного контакта в триаде логопед — ребенок — родитель

Перечень мероприятий

«Школа заботливых родителей»

Выступление с лекциями: «Создание коммуникативно-речевой среды в семье»;

«Некоторые общие закономерности нормального развития детской речи и в условиях ее нарушения»;

«Речевое развитие дошкольников»;

«Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательной деятельности»

Ожидаемый результат

Активизация у родителей воспитательных умений.

Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству

2 Концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для родителей, логопеда и ребенка:

— информирование родителей о результатах обследования;

Групповая консультация «Роль семьи в воспитании ребенка с речевыми недостатками».

Индивидуальные консультации для родителей:

- диагностико-проективные;

- информационные

Ожидаемый результат:

Развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя. Обработка данных диагностики, заполнение речевых карт.

— обучение родителей наблюдению за ребенком в домашней обстановке

— информационные.

Совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка

3 Деятельностный:

• практическая реализация программы мероприятий с одновременной текущим обследованием, анализом результатов.

• обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье;

• формирование предпосылок к созданию коррекционно-оздоровительной среды в семье;

• определение наиболее эффективных приемов работы с семьей ребен-ка;

• закрепление умений у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания;

Перечень мероприятий:

Групповые консультации по ознакомлению родителей с направлениями коррекционно- го обучения детей с учетом структуры дефекта.

День открытых дверей. Заседание родительского клуба «Волшебная страна Чисторечие».

Оформление уголка родительских ожиданий.

Тематическая консультация «Взаимосвязь уровня развития устной и письменной речи и мелкой моторики».

Практическое занятие с родителями по обучению пальчиковой гимнастике.

Индивидуальные беседы с родителями, консультирование.

Практическое занятие с родителями по обучению массажу, артикуляционной гимнастике

Просмотр с родителями логопедических занятий.

Тематическая консультация «Игра — лучший помощник в подготовке к обучению грамоте».

Выставка авторских дидактических игр для развития фонематического восприятия и

навыков звукового анализа и синтеза.

Проведенме совместной образовательной деятельности «Путешествие в город Мультяшино» (автоматизация звука «Р»)

Заседание родительского клуба. Тренинг «Художники на песочной улице»

Заседание родительского клуба Ознакомление с компьютерными коррекционно- развивающими программами по коррекции дефектов речи.

Проведение анкетирования, опрос, наблюдение.

Тематические групповые консультации для родителей с учетом структуры речевого дефекта ребенка: «Система работы по автоматизации поставленных звуков». Совместное занятие детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений.

Применение знаний родителями при выполнении домашних логопедических заданий технологий, освоенных на практических занятиях.

Подготовка к конкурсу чтецов и участие в логопедическом празднике «Путешествие в Словоград».

Ожидаемый результат:

Подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности с детьми.

Обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям.

Сочинения родителей «Детские размышлялки».

Применение знаний родителями при выполнении домашних заданий,

технологий, освоенных на практических занятиях

Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.

Формирование у родителей уверенности в собственных педагогиче-ских возможностях через систему консультирования.

Формирование у родителей психолого-педагогических знаний, соот-ветствующих реальным потребностям ребенка.

Использование информационных технологий в домашней обстановке.

Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.

4. Рефлексивно- диагностический:

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с детьми. Проведение логопедического мониторинга.

Итоговая диагностика, совместный анализ результатов.

Выводы:

Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Проанализировав результаты своей деятельности я пришла к выводу, что установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.

Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет :

Обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье.

Повысить эффективность устранения речевых недостатков.

Активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей.

Достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Публикации по теме:

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.

Взаимодействие воспитателей и учителя-логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности "Взаимодействие воспитателей и учителя – логопеда в проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках реализации ФГОС до Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыты работы с родителями, воспитывающих детей с комплексными нарушениями развития).

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда».Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда». .

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников Развитие речи дошкольников - необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида Логопедия связана с такими науками как, анатомия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до
Опубликовано: 1 мая 2017 в 05:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД