МААМ-картинки

Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей

Ирина Лобкова
Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей

Тип проекта : информационный; по содержанию, детско-взрослый;

долгосрочный.

Начало проекта : сентябрь 2017года.

Участники: родители, учитель-логопед, воспитатели, дети.

Срок реализации данного проекта : 2 года

Проблема: Недостаточный уровень грамотности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Публикация «Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей» размещена в разделах

Цель проекта : Изучить возможности комплексного подхода при организации работы с родителями по коррекции речевых нарушений.

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по теме проекта.

2. Создать образовательный проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

3. Провести мониторинг.

4. Помочь воспитывающим взрослым осознать актуальную проблему при организации коррекции речевых нарушений.

5. Помогать и поддерживать современную семью в осмыслении ценностей партнерских отношений.

Содержание проекта

Этапы

1. Подготовительный

сентябрь

• Составление диагностических карт, опросников, анкет.

• Анкетирование родителей.

• Изучение медицинских карт.

• Диагностика детей.

Разработка перспективных планов учителей-логопедов просветительской работы с родителями детей старшего и подготовительного к школе возраста.

• Составление заданий по закреплению речевого материала по лексическим темам для родителей.

• Информирование по итогам диагностики.

• Представление логопедических рекомендаций.

2. Формирующий

• Консультирование родителей ДОУ по использованию эффективных методов для развития речи детей дошкольного возраста.

• Проведение семинаров, тренингов, мастер-классов технология и мастерство учителя.

• Проведение открытых занятий с детьми для родителей.

• Прием родителей по запросу.

Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ.

• Оформление информационно-методических выставок и уголков для родителей.

• Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.

• Выступление из опыта работы на педсовете.

Разработка выводов и рекомендаций.

• Составление методических пособий для родителей.

• Выступление на педсовете на тему «Результаты реализации проекта».

3. Итоговый

На заключительном этапе предполагается, что при реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» будут получены следующие результаты:

• Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т. к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.

Родители преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

• Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом

коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.

• Возникнет понимание того, что создание единого речевого

пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

Такая форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию

в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в речевом развитии ребёнка.

Ожидаемые результаты:

Дети:

-улучшение качества усвоения детьми программного материала;

Родители :

-повышение уровня доверия родителей к детскому саду; -повышение педагогической грамотности родителей;

-увеличение числа родителей, искренне заинтересованных в участии коррекционно-образовательного процесса;

Педагоги:

-продуктивное взаимодействие педагогов и родителей;

-создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия

родителями;

-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ

Введение

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Проведённые в 2016 году исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию. "Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка", – подчеркнула директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.

"ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха", – отметила Ольга Карабанова. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития

ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. На современном этапе развития образования, одной из актуальных проблем, является увеличение количества детей с дефектами речи. Соответственно возрастает необходимость предупреждения и преодоления различных форм речевой недостаточности. В многочисленных исследованиях сотрудников сектора логопедии АПН РФ доказано, что несформированность речевых функций занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей, затрудняет процесс школьного обучения и снижает его эффективность.

По данным Министерства образования РФ, 75% воспитанников дошкольных учреждений имеют проблемы речевого развития. Из них до 90% нуждаются в специализированной коррекционной помощи психолога и логопеда, поскольку у детей с нарушениями в речи наблюдаются психологические проблемы в эмоционально-личностной сфере: тревожное, агрессивное, гиперактивное поведение, что негативно сказывается на усвоении ребенком речевого образовательного материала. Число детей с нарушениями в развитии речи с каждым годом возрастает.

Основная часть

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Я. А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И. Г. Песталоцци – руководство для матерей. К. Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В. А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами. Л. Ф. Островская, Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания).Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М. С., Жукова Н. С., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Миронова С. А., Каше Г. А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс. В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка : не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение

тесной взаимосвязи между родителями и учителем-логопедом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть

в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Практическая часть

В рамках реализации исследования мною был разработан проект

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Учебный год для логопеда начинается, когда ребё нок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить

непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании

и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю,

это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей. Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Вначале года, после обследования детей, необходимо познакомить

родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем наше сотрудничество. Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям,

необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Наиболее актуальные темы для консультаций:

- «Артикуляционная гимнастика»

- «Развитие мелкой моторики»

- «Развитие внимания и мышления»

- «Речевые игры дома»

- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях?»

- «Как научить ребёнка читать

- «Как учить звуко-буквенному анализу» .

Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, потому что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Индивидуальные практикумы по обучению родителей с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

Вывод

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Наше предположение о том, что сотрудничество семьи и учителя-логопеда значительно уменьшит процент выпускников с речевыми нарушениями, повысит эффективность коррекционно-развивающей работы группы, нашли свое подтверждение. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволил значительно повысить эффективность совестной работы. У родителей возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Дети, чьи родители по тем или иным причинам уделяли недостаточно внимания, имеют показатели по всем параметрам ниже, чем те дети, чьи родители принимали непосредственное участие в коррекционном процессе.

Заключение

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведение у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и

проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Практическая значимость проекта :

1. Осознание родителями своей роли в процессе речевого развития ребенка и активное включение в коррекционный процесс по исправлению речевых дефектов у детей.

2. Овладение необходимыми педагогическими знаниями и умениями.

3. Тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей позволит ускорить коррекционный процесс и повысить эффективность работы.

Приложение 1

Перспективный план работы учителя-логопеда по взаимодействию с

родителями детей старшего возраста (5-6 лет)

Период Мероприятие

Сентябрь Тема: «Что такое речь?» индивидуальное

консультирование родителей по результатам

логопедического обследования детей

Тема: «Ваш ребенок познает мир речи». Индивидуальные и

подгрупповые беседы и консультации с родителями.

(Особенности речи детей с ОНР)

Информационные бюллетени

Тема: "Для вас родители"

Выпуск буклета. Памятка для родителей.

Родительская гостиная

Тема: «Давайте познакомимся" -планирование работы на

учебный год по итогам обследования детей

Родительское собрание :

Тема:«Специфика обучения и воспитания детей в

логопедической группе. Роль семьи в преодолении

дефектов речи».

Октябрь Семинар-практикум для родителей

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного

возраста»

Тема:«ОНР, ФФН,рекомендация специальной

литературы»

Семинар для родителей

Тема: «Подготовка органов артикуляции к постановке

звуков

Тренинг для родителей

Тема: «Артикуляционная гимнастика» (проводится на

индивидуальных консультациях)

Информационный бюллетень

Выпуск буклета

Тема: «Артикуляционная зарядка для «Веселого язычка»»

и распространение ее среди родителей»

Ноябрь Творческая мастерская

Тема: «Дары осени». Изготовление поделок из природного

материала. Родители и дети

Фотомонтаж Тема: "Что нам осень подарила"

Тема: «Ознакомление с пальчиковой гимнастикой».

Семинар-практикум

Тема «Учите ребенка говорить правильно».

Декабрь Индивидуальные беседы

Тема: «Первые успехи вашего ребенка».

Круглый стол для родителей

Тема: «Развитие речи ребенка в повседневной жизни».

Январь Итоговая НОД за первое полугодие

Тема: "Чему мы уже научились?"

Информационные бюллетени

Выпуск буклета

Тема: «Наши пальчики играют»

Гимнастика для пальчиков и развития речи

В течение года

Консультации для родителей в информационном уголке

группы:

«10 простых советов родителям»

• «Комплексы упражнений для развития органов

артикуляции»

• Советы логопеда «Пальчиковые игры»

Рекомендации логопеда: "По дороге домой" -

совершенствуем связную речь

• Психологические особенности детей 5-6 лет :

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам

речевого развития ребёнка.

Март Индивидуальные беседы

Тема: «Необходимость автоматизации" поставленных звуков в

условиях семьи».

Семинары-практикумы

Тема: «Пополнение словарного запаса с помощью игр».

Тема: "Поговорим о маме и бабушке".

Праздник для родителей и детей

Тема: "Мамин день - 8 Марта".

В Консультации для родителей :

течение • Артикуляционныеупражнения,подготавливающие

года артикуляционный аппарат к постановке сонорных

звуков.

• Характеристика развития речи детей 5-6 лет.

• Артикуляционные упражнения для фрикативных звуков

[ч, щ].

• Дыхательная гимнастика для постановки аффрикатов.

• Норма речевого развития в старшем дошкольном

возрасте.

• Психологические особенности детей 5-6 лет.

Май Индивидуальные беседы

Информация для родителей о состоянии речи ребенка по

итогам обследования

Перспективный план работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)

Период Мероприятие

Сентябрь Родительская гостиная

Тема: «Индивидуальное консультирование родителей по

результатам логопедического обследования детей».

Октябрь Родительское собрание

Тема: «Звукобуквенный анализ слов»

Тема: «Домашняя игротека» : Игры на кухне Буквы из

всего

Тема: «Что нужно знать, чтобы правильно выполнять

звукобуквенный анализ?

Анкетирование родителей

«Готов ли Ваш ребенок к школе?»

ноябрь Семинар для родителей

Тема: «Подготовка руки к письму»

Советы родителям леворуких детей.

Тема: «Влияние движения пальцев на развитие речи»

Январь Консультация для родителей

Тема: Как «Эхо» развивает фонематический слух?

В Консультации для родителей в информационном уголке

течение группы:

года • «Звукобуквенный анализ слов».

«Слоговая структура слова»

• «Виды трудностей при обучении чтению и их

возможные причины»

«Ступеньки к школе»

«Речевая готовность детей к школе»

• «Профилактика и коррекция зеркального письма у детей

подготовительной к школе группы»

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

«Психологическая готовность к школе»

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам

речевого развития ребёнка.

В Консультации для родителей :

течение • Артикуляционные упражнения, подготавливающие

года артикуляционный аппарат к постановке сонорных

звуков.

• Характеристика развития речи детей 6-7 лет.

• Советы и методические рекомендации по развитию

моторики пальцев рук.

• Советы родителям леворуких детей

• Артикуляционные упражнения для сонорных звуков [л,

р]

• Дыхательная гимнастика для постановки соноров

• Норма речевого развития в подготовительной группе

• Психологические особенности детей 6-7 лет

• Портрет первоклассник

Апрель Индивидуальные беседы с родителями

Тема: «Необходимость автоматизации поставленных

звуков в условиях семьи»

Май Родительское собрание : (итоговое)

Тема: «Подготовка к школе».

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром.

Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников Поднялись туманы Над рекой и лугом. Стал Сергей Есенин Нашим близким другом. (П. Мерзляков) Согласно Федеральному государственному образовательному.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Обобщение опыта учителя-логопеда «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольников»Обобщение опыта учителя-логопеда «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольников» Обобщение опыта по теме: «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольниковИнновационные технологии приобретают.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Консультация «Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа г. Урюпинск «Детский сад № 4 «Солнышко» СТАТЬЯ НА ТЕМУ.

Презентация «Технологии использования камешков Марблс в коррекции позновательно-речевых нарушений у детей с поражением ЦНС» История «Марблс» - «Марблс» - это сияющий стеклянный шарик, далекий потомок тех кремниевых и глиняных шариков, которые многие тысячи лет.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 13:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД