Лучший педагог года

Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста

Виктория Белкина
Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста

Тема проекта : «Путешествие в мир цветов и овощей»

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Длительность проекта : долгосрочный (текущий).

Продукт проекта : выращенные на своём мини-огороде овощи и цветы на клумбах.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Публикация «Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Я, Белкина Виктория Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории, работаю в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 71 «Ягодка» с 1995 года, педагогический стаж - 19 лет.

Наш сад находится в Московской области, городе Одинцово. В черте города много зелени и деревьев, а в центре есть природный памятник - дуб, которому более 120 лет. Сад функционирует с 1979 года, работниками ДОУ постоянно ведётся работа по благоустройству территории сада. Видовое разнообразие деревьев, кустарников и цветников достаточное.

В данный момент у меня старшая группа, в которой 20 мальчиков и 7 девочек возраст детей 5,5-6 лет. Дети все очень разные, особенность нашей группы состоит в том, что мальчиков намного больше, чем девочек. Все дети, невзирая на гендерную принадлежность испытывают потребность в общении с природой. Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей.

Дети учатся любить природу, наблюдать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы это не только красота, но и часть живой природы. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, что бы ребёнок понимал, что у каждого объекта есть своё место в природе и своё назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе, и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребёнка, и наиболее эффективный способ, на мой взгляд, это разработка и реализация экологических проектов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется мною в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке. А также стремлением к совместной деятельности. Совместную деятельность мы осуществляем в любом «экологическом пространстве» в помещении группы и на участке детского сада. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой и практическая деятельность в природе, был разработан совместно с детьми проект «Путешествие в мир цветов и овощей».

Проведя диагностическое обследование детей на начальном этапе работы над проектом, распределили детей по уровням развития следующим образом:

с высоким уровнем – 19%

со средним уровнем – 57%

с низким уровнем – 24%

Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись в ответах, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Актуальность проекта : Современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с младшего возраста и с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о растительном мире: о растениях сада и огорода, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности, а также научит детей видеть результаты своего труда. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными основной образовательной программой «От Рождения до школы» и в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Цель проекта : формирование основ экологической культуры, мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1- Информационная: углублять знания детей о растениях и о необходимости света, тепла, влаги для их роста; содействовать освоению средств и способов получения информации;

2- Практическая: учить детей ухаживать за растениями на грядках и в цветнике;

3- Образовательная: развивать у детей познавательную активность : развивать познавательные интересы (умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы) .

4- тестирование, подготовка досуга и экскурсий для младших групп по данной теме.

5- создание условий для вовлечения и участия родителей в воспитательно – образовательном процессе;

Методы: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, подготовка семян и земли к посадке, наблюдение за посаженными растениями на рассаду, вскапывание грядок и придание им определённой формы, посев семян и высадка рассады в открытый грунт, прополка, полив, рыхление почвы, рассказывание детям других групп о результатах проделанной работы.

Продолжительность проекта : долгосрочный – 3 месяца (март, апрель, май) .

Формы реализации проекта :

* занятия;

*беседы;

*наблюдения;

*оснащение предметно-пространственной среды (коллекции семян, выставки рисунков) ;

*настольно-печатные игры;

*чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;

* работа с родителями;

*презентация проекта.

Продукт проектной деятельности :

* цветы петунии, бархатцев, астры, циннии, помидоры, огурцы, кабачок выращенные в группе посевным методом, а после высаженные на огород и клумбу ;

* выставка открыток «Наша клумба»;

* выставка рисунков по теме проекта;

* итоговое мероприятие «Приключение в овощном королевстве».

Этапы работы.

Подготовительный – зима: Сбор и систематизация информации по теме; подбор дидактических игр, видео- материала, литературных произведений;

разработка обоснования проекта.

Подготовить землю, семена для рассады и открытого грунта.

Начальный – весна: вскапывание грядок, подготовка клумб, проверка рассады (все ли семена взошли, что то нужно пересеять, высадка подросшей рассады цветов и овощей.

Основной – лето: уход за растениями (подкормка, полив, рыхление почвы, удаление сорняков, окучивание картофеля. Наблюдение за ростом.

Заключительный – осень: сбор урожая овощей, срезка цветов в букеты для украшения группы и в подарок сотрудникам сада, приглашение детей из других групп на сбор урожая, перекопка грядок, показ спектакля для детей и родителей «Приключения в овощном королевстве».

План работы с родителями:

Предложить родителям собрать коллекцию семян овощей и растений;

Оформить участок для прогулок и трудовой деятельности детей;

Совместный труд по высадке рассады и семян овощей и цветов;

Консультации для родителей по теме проекта;

Участие в конкурсе МАДОУ «Лучший участок»;

Приглашение на итоговое мероприятие театрализованное представление «Приключения в овощном королевстве».

Ожидаемые результаты.

1 .закрепление знаний о выращенных растениях,

2. разнообразие цветников на участке группы,

3. проведение досуга или спектакля.

Сроки. Виды деятельности.

Зима.

Февраль – Исследовательская деятельность «В чём нуждается растение?». Проведение бесед на темы: «Какие бывают цветы?», «Вершки и корешки», практическое занятие «Как правильно ухаживать за комнатными растениями». Просмотр мультфильма «Чипполино» по сказке Д. Родари, чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание стихотворений.

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы проводили игры: «Мы играем в магазин», «Собери букет в вазу», «Садовник» ,«Огородница». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Посадка лука на перо. Заполнение дневника: наблюдение за ростом лука

Подготовка земли, посев семян петуньи, капусты, на рассаду. Подготовка луковиц тюльпанов, нарциссов. Клубней георгин, лилии, пионов для высадки на постоянное место. Были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

- проращивание семян огурцов, в вате между прозрачными плоскостями.

• Дети наблюдали за ростом растений.

• В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.

Весна.

Март – Художественно-эстетическое развитие «Букет для милой мамочки», рассматривание и последующее рисование букета мимозы, изготовление «корзиночек с цветами» сотрудникам детского сада к празднику 8 марта. Дидактическая игры «Что сначала, что потом?», «Найди растение по описанию», «Четвёртый лишний», сюжетно-ролевая игра «На даче».

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения Майкова «Мимоза». Замачивание, наблюдение и последующая посадка семян огурцов и кабачков. Наблюдение за первыми всходами, полив, рыхление почвы, зарисовываем рост рассады. Подготовка земли, посев семян бархатцев, астры, цинии, помидоров на рассаду.

Дети с удовольствием наблюдали за первыми всходами, очень этого ждали, постоянно напоминали о поливе, поворачивали ёмкости с рассадой к солнышку. Не забывали, конечно, и о комнатных растениях, протирали пыль с листьев, поливали, рыхлили землю.

Апрель - Чтение художественной литературы, загадывание загадок об овощах и цветах, дидактические игры «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Из чего приготовить борщ для куклы Маши», беседы: «Красота спасёт мир», «Легенды о цветах».

Непосредственная образовательная деятельность : «Комнатные растения», «Первоцветы», «Луговые цветы», «Цветы на нашей клумбе»

Драматизация русской народной сказки «Репка» для детей средней группы. Формирование клумб, цветников, разбивка грядок, вскапывание земли. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов в открытый грунт. Высадка лука севка, уход за рассадой. Внесение комплексных удобрений в землю.

Май – Наблюдение за дикорастущими растениями (мать и мачеха, одуванчик, медуница и т. д.). Беседа «От семян до плодов».

Художественное творчество «Весенние цветы», «Одуванчики», чтение художественной литературы, заучивание стихотворений «Одуванчик» Серова, «Колокольчик», «Незабудки» О. Высотская. Плетение девочкам венков из одуванчиков, сбор ромашки аптечной. Беседа «Растения - лекарства», «Ядовитые ягоды»….

Декоративное оформление клумб с привлечением родителей, высадка рассады цветочных культур, огурцов, кабачков, помидоров, капусты, посадка картофеля, посев моркови, редиса, салата,петрушки и укропа. Полив, рыхление уход за посаженными растениями. Наблюдение за ростом. Оформление участка группы плоскостными фигурами –героями мультфильмов «Приключения Чиполино», «Каникулы в Простоквашино» и др., сделанные руками родителей.

Лето.

Июнь, июль, август – Праздник летних цветов, загадывание загадок о цветах, дидактические игры «Живая клумба», «Садовник», «Найди цветок по описанию», «Вершки – корешки», лото «Растения – животные», «Собирай – ка», «Что созрело у нас в огороде?», подвижные игры «Беги к названному цветку, дереву» и т. д. Беседа «Корнеплоды и плоды».

Чтение и заучивание с детьми пословиц и поговорок о семье и труде.

1. Где труд – там и счастье.

2. Кто не работает, тот не ест.

3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4. Терпение и труд все перетрут.

5. На все руки мастер.

Изготовление табличек с изображением и названием на каждое растение, пригласить детей из других групп и рассказать о своём огороде и цветниках. Труд по уходу за овощами на грядках, цветами в отдельных клумбах и цветнике. Сбор выращенного лука. Участие в конкурсе среди всех групп МАДОУ «Лучший участок».

Осень.

Поддержание цветников в эстетичном виде, удаление увядших цветков, труд по уходу за остальными растениями, сбор семян цветов, обработка кустов клубники, обрезка кустов пионов, лилии, выкапывание клубней георгин и их последующая просушка, подготовка к хранению. Срезка цветов для букетов, сбор урожая выращенных овощей. Показ спектакля «Приключения в овощном королевстве».

Полученные результаты:

Для детей:

Сформировалось представление об условиях необходимых для роста растений. Повысился уровень осведомлённости дошкольников и их родителей о необходимости охранять и беречь природу, соблюдать правила безопасного поведения с садовым инвентарем. Дети имеют первоначальные представления о росте и развитии растений.

Для педагогов:

Установлены партнерские отношения с семьями детей группы.

Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей. У детей сформирован интерес к выращиванию цветов и уходу за ними, они знакомы с условиями, способами ухода за растениями.

Для родителей:

Улучшение детско-родительских отношений, повышение интереса у родителей к работе ДОУ, заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.

Сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве; Участок для прогулок эстетически оформлен разными формами, плоскостными фигурами «героями мультфильмов» сделанные руками родителей. Интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.

Заключение.

В период цветения растений дети знакомились со строением цветов, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания.

Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, расширились и закрепились знания детей по экологическому воспитанию, сформировалось представление о взаимосвязях в природе, о разнообразии растений.

Диагностическое обследование по окончании работы над проектом :

С высоким уровнем –52%

С средним уровнем –43%

С низким уровнем – 5%.

На основе диагностического обследования можно сделать вывод о том, что основы экологической культуры и мировоззрение у детей сформированы. Презентация проектной деятельности включала в себя продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Слайд 1: название презентации Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н. А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс.

Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!»Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!» ИНФОРМАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОРОШО И ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ!» Цель проекта:Создать.

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришёл?» Что такое проект?Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих.

Познавательно-исследовательский проект для детей ст. дошкольного возраста «Как на Сергачский стол сахарок пришёл» Авторы и участники проекта: дети и родители старшей группы № 2 «Солнышко», воспитатель Игнатьева О. Н. Цель проекта: Расширить представление.

Познавательно — исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Актуальность В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Имен-но в.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Я и моя семья» Проблема «Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье» Дети не знают свою родословную. Взрослые не стремятся рассказывать о родственных.

Проект по познавательно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна сказок»Проект по познавательно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна сказок» «Через сказку,фантазию,игру,через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группыЭкологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы тема проекта: «огород на подоконнике». вид проекта: познавательно-исследовательский. продукт проекта: выращенная пряная трава (укроп, петрушка,.

Экологический исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Живые семена» По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой, среди детей одной возрастной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июня 2016 в 15:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД