«Птицы нашего края». Сценарий экологического досуга для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Наталья Панкова
«Птицы нашего края». Сценарий экологического досуга для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект занятия по экологическому и нравственному воспитанию для детей старшего возраста с ЗПР, тема «Птицы нашего края»

Автор занятия: Панкова Наталья Анатольевна, воспитатель высшей категории

Программное содержание:

- формировать реалистическое представление о птицах, расширить представления детей о них;

- развивать познавательный интерес к родному краю и его обитателям: птицам;

- с помощью игровых имитаций и упражнений дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному;

-воспитывать любовь, бережное отношение к природе, к родному краю, желание ухаживать за птицами;

- закреплять умение правильно вести себя в природе, сдерживать свои порывы погладить, потрогать птенцов или яйца птиц;

Материалы и оборудование: скворечник,3-4 обруча, благодарственные письма (по числу сделанных родителями скворечников, иллюстрации (или фотографии) птиц: кукушки, сороки, совы, дятла, вороны, синицы, снегиря, скворца, соловья, жаворонка,2 разрезные картинки птиц, 2 тазика с водой, 10 пробок, по 5 штук вырезанных фигур: рыбки, червяки, бабочки, гусеницы, колоски.

Предварительная работа: оформление выставки «Птицы – наши друзья», чтение произведений Н. Сладкова, Пришвина, рассматривание фотографий и иллюстраций птиц, их гнёзд, конструирование «Гнездо птицы», изготовление родителями совместно с детьми скворечников, разучивание стихотворений о птицах и песен к проведению занятия.

Ход занятия:

-Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы поговорить о нашем родном крае, как он красив! В этом году нашей Самарской губернии исполнилось 160 лет. Как поётся в песне:

Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек.

- А в наших лесах много зверья, птиц, в лугах – цветов, ягод, а реки полны рыбы. А особенно красиво в нашем краю становится весной.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И снежинки тают под её ногами,

Черные проталины на земле видны –

Видно очень тёплые ноги у весны.

(заходит Весна)

Весна:

Скоро снег кругом растает,

Скоро с речки лёд сойдёт!

Скоро, скоро за окошком

Соловей нам запоет.

Ведущая: -Давайте проведём Весну – красну через ворота.

(Русская народная игра «Ручеек»)

Ведущая:

Пришла матушка Весна,

Прошла через ворота!

Ярче, солнышко, сияй,

В гости птиц к нам приглашай

1-й ребёнок:

После зимней тишины, после стужи зимней,

Из-за гор, из-за морей прилетают птицы.

- Вот и пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут? А начну я с тех птиц, которые не улетали в тёплые края, а оставались с нами всю зиму, мерзли, терпели холод и голод, но не покидали свои родные места. А какие это птицы? (зимующие)

Загадки:

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй не робей! Кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…

Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня…

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах.

А зовут её ….

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой.

Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что пора? Какая с ней морока,

Когда трещит ….

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

- Ребята, хотите полетать, с Весной поиграть? Но смотрите - берегитесь кошки.

Игра «Кошка и птицы»

Выбрать ведущего – кошку, а остальные - птицы: они «летают» – бегают по залу. После слов: «Кошка, не спи, птиц лови, «кошка» догоняет детей.

- А теперь давайте встретим ещё одну птицу. Кто же она? Отгадайте:

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовётся он …

2-й ребёнок:

Прилетайте к нам скворцы,

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

- Вот прилетели к нам скворцы. Скворца ещё называют пересмешником: он может подражать голосам других птиц, животных, как скрипит колесо, свистят мальчики и т. д. они обычно прилетают в свое жилище, в свой старый скворечник. Делают там уборку, а чтобы в скворечнике вывести всех паразитов, микробов, они приносят различные лекарственные растения и вплетают их в гнездо.

Песня «Скворцы».

Игра «Птицы в гнезде»

(по залу разложены 3-4 обруча – это домики. В каждом «поселяют» по 3 ребёнка. По сигналу дети бегают по залу. По свистку – дети бегут к обручам: кто быстрей)

-Наши дети вместе со своими папами и дедушками сделали домики для птиц - скворечники и я хочу вручить за это доброе дело благодарственные письма и присвоить им звание «Друзья птиц» (вручение благодарственных писем)

- А мы, продолжаем рассказ о пользе птиц в уничтожении вредных насекомых, гусениц.

Загадка о кукушке и рассказ о ней.

Игра «Птицелов»

(дети стоят по кругу, а ведущий с закрытыми глазами в центре круга. Его раскручивают, затем подводят к одному из детей. Ребёнок должен изобразить крик любой птицы. Если «птицелов» угадает кто из детей говорил, то выбирают другого «птицелова»)

Песня «Кукушка».

-А теперь посмотрите на нашу выставку и скажите, каких птиц ещё вы узнали.

Конкурс «Собери и назови»

(выходят 2 ребёнка - собрать разрезные картинки)

Дети читают стихотворения:

Здравствуй, дятел мой дружок,

Добрый день, сорока,

Много дней летали мы,

Далека дорога.

Соловей, соловушка,

Золотое горлышко,

Как поёшь сердечно ты!

Затихает реченька.

Лишь заря – красавица

Слушает, румянится.

Жаворонки, вы быстрее летите,

Тепло принесите,

Нам зима надоела,

Весь хлеб она поела.

На берёзе поутру

Дятел продолбил кору,

И полился на песок

Ароматный, сладкий сок.

Тут как тут лесной народ:

Сок прозрачный дружно пьёт.

Дятел - длинным язычком,

Бабочка пьёт хоботком.

Муравьи и мошкара

Будут пить сок до утра,

Так бегать по дорожке,

Что замочат ножки.

Всех берёза напоила,

Силой крепкой наделила.

А за сок спасибо дятлу:

Постарался он для всех,

Напоил он насекомых,

Напоил он птичек всех.

- Ребята, а за что ещё любят птиц? Правильно, за их чудесное пение. Учёные выяснили, что птицы своим пением могут поднять человеку настроение, лечат от уныния и депрессии, при пении они действуют на человека ещё и ультразвуком и тем самым незаметно от человека действуют на его нервную систему положительно.

- Ребята, а вы знаете, чем весной занимаются птицы? Правильно строят гнездо и откладывают яйца. Но откладывают их в небольшом количестве: от 1-3 до 10-12. Нужно быть очень осторожными, ведь если гнездо найдут хищники, то они могут съесть все яйца, да и ещё яйца могут просто выпасть и разбиться. Давайте мы поможем птицам спрятать яйца.

Конкурс «Перенеси яйца»(на ложке)

(перед проведением конкурса объяснить детям, что нельзя яйца трогать, т. к. птицы не примут эти яйца и покинут свои гнёзда)

- Когда птенцы вылупятся, то их нужно накормить. Птенцы очень прожорливы, и чтобы их прокормить, родителям приходится целый день добывать пищу. А чем кормят птицы птенцов? А теперь и мы поможем им в этом трудном деле.

Конкурс «Накорми птенцов»

(по полу раскиданы картинки: зёрнышки, бабочки, рыбки, гусеницы, червячки – по 5 штук каждая. Вызываются 5 детей, одевают на них «короны» с изображениями птиц, они должны собрать «пищу» для «птенцов»: воробей – зёрнышки, ласточка – бабочек, утка – рыбу, кукушка – гусениц, скворец – червяков)

И последний конкурс «Добудь пищу для гусят»

(достать из тазика с водой 5 крышек)

(при подготовке конкурса важно подобрать тазики такого диаметра и установить их на такой высоте, чтобы детям было удобно доставать крышки)

- Вот и подошёл к концу наш досуг, посвященный 160-летию Самарской губернии – нашей малой Родины. И она у нас прекрасна. А чтобы красоту сохранить навсегда, нам с вами нужно её беречь.

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Шум дождей и шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже Родина.

- И мне хочется верить, что вы будете беречь и охранять природу, чтобы наша с вами Родина всегда была прекрасна и мы могли ею любоваться все время.

Песня о Родине (по выбору муз. руководителя)

До свидания!

Использованная литература: ж-л «Музыкальный руководитель»,

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова, М.: «Вако», - 2005

Публикации по теме:

Конспект НОД «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах. Задачи: 1. Обобщить знания старших дошкольников.

Презентация для старших дошкольников Актуальность проекта: Проект направлен на решение вопросов по формированию элементарных экологических представлений Содержание расширенно.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Научная лаборатория
  • Птицы
Автор публикации:
«Птицы нашего края». Сценарий экологического досуга для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 11:27
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...