«Птицы нашего края». Сценарий экологического досуга для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Наталья Панкова
«Птицы нашего края». Сценарий экологического досуга для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект занятия по экологическому и нравственному воспитанию для детей старшего возраста с ЗПР, тема «Птицы нашего края»

Автор занятия: Панкова Наталья Анатольевна, воспитатель высшей категории

Программное содержание:

- формировать реалистическое представление о птицах, расширить представления детей о них;

- развивать познавательный интерес к родному краю и его обитателям: птицам;

- с помощью игровых имитаций и упражнений дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному;

-воспитывать любовь, бережное отношение к природе, к родному краю, желание ухаживать за птицами;

- закреплять умение правильно вести себя в природе, сдерживать свои порывы погладить, потрогать птенцов или яйца птиц;

Материалы и оборудование: скворечник,3-4 обруча, благодарственные письма (по числу сделанных родителями скворечников, иллюстрации (или фотографии) птиц: кукушки, сороки, совы, дятла, вороны, синицы, снегиря, скворца, соловья, жаворонка,2 разрезные картинки птиц, 2 тазика с водой, 10 пробок, по 5 штук вырезанных фигур: рыбки, червяки, бабочки, гусеницы, колоски.

Предварительная работа: оформление выставки «Птицы – наши друзья», чтение произведений Н. Сладкова, Пришвина, рассматривание фотографий и иллюстраций птиц, их гнёзд, конструирование «Гнездо птицы», изготовление родителями совместно с детьми скворечников, разучивание стихотворений о птицах и песен к проведению занятия.

Ход занятия:

-Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы поговорить о нашем родном крае, как он красив! В этом году нашей Самарской губернии исполнилось 160 лет. Как поётся в песне:

Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек.

- А в наших лесах много зверья, птиц, в лугах – цветов, ягод, а реки полны рыбы. А особенно красиво в нашем краю становится весной.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И снежинки тают под её ногами,

Черные проталины на земле видны –

Видно очень тёплые ноги у весны.

(заходит Весна)

Весна:

Скоро снег кругом растает,

Скоро с речки лёд сойдёт!

Скоро, скоро за окошком

Соловей нам запоет.

Ведущая: -Давайте проведём Весну – красну через ворота.

(Русская народная игра «Ручеек»)

Ведущая:

Пришла матушка Весна,

Прошла через ворота!

Ярче, солнышко, сияй,

В гости птиц к нам приглашай

1-й ребёнок:

После зимней тишины, после стужи зимней,

Из-за гор, из-за морей прилетают птицы.

- Вот и пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут? А начну я с тех птиц, которые не улетали в тёплые края, а оставались с нами всю зиму, мерзли, терпели холод и голод, но не покидали свои родные места. А какие это птицы? (зимующие)

Загадки:

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй не робей! Кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…

Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня…

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах.

А зовут её ….

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой.

Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что пора? Какая с ней морока,

Когда трещит ….

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

- Ребята, хотите полетать, с Весной поиграть? Но смотрите - берегитесь кошки.

Игра «Кошка и птицы»

Выбрать ведущего – кошку, а остальные - птицы: они «летают» – бегают по залу. После слов: «Кошка, не спи, птиц лови, «кошка» догоняет детей.

- А теперь давайте встретим ещё одну птицу. Кто же она? Отгадайте:

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовётся он …

2-й ребёнок:

Прилетайте к нам скворцы,

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

- Вот прилетели к нам скворцы. Скворца ещё называют пересмешником: он может подражать голосам других птиц, животных, как скрипит колесо, свистят мальчики и т. д. они обычно прилетают в свое жилище, в свой старый скворечник. Делают там уборку, а чтобы в скворечнике вывести всех паразитов, микробов, они приносят различные лекарственные растения и вплетают их в гнездо.

Песня «Скворцы».

Игра «Птицы в гнезде»

(по залу разложены 3-4 обруча – это домики. В каждом «поселяют» по 3 ребёнка. По сигналу дети бегают по залу. По свистку – дети бегут к обручам: кто быстрей)

-Наши дети вместе со своими папами и дедушками сделали домики для птиц - скворечники и я хочу вручить за это доброе дело благодарственные письма и присвоить им звание «Друзья птиц» (вручение благодарственных писем)

- А мы, продолжаем рассказ о пользе птиц в уничтожении вредных насекомых, гусениц.

Загадка о кукушке и рассказ о ней.

Игра «Птицелов»

(дети стоят по кругу, а ведущий с закрытыми глазами в центре круга. Его раскручивают, затем подводят к одному из детей. Ребёнок должен изобразить крик любой птицы. Если «птицелов» угадает кто из детей говорил, то выбирают другого «птицелова»)

Песня «Кукушка».

-А теперь посмотрите на нашу выставку и скажите, каких птиц ещё вы узнали.

Конкурс «Собери и назови»

(выходят 2 ребёнка - собрать разрезные картинки)

Дети читают стихотворения:

Здравствуй, дятел мой дружок,

Добрый день, сорока,

Много дней летали мы,

Далека дорога.

Соловей, соловушка,

Золотое горлышко,

Как поёшь сердечно ты!

Затихает реченька.

Лишь заря – красавица

Слушает, румянится.

Жаворонки, вы быстрее летите,

Тепло принесите,

Нам зима надоела,

Весь хлеб она поела.

На берёзе поутру

Дятел продолбил кору,

И полился на песок

Ароматный, сладкий сок.

Тут как тут лесной народ:

Сок прозрачный дружно пьёт.

Дятел - длинным язычком,

Бабочка пьёт хоботком.

Муравьи и мошкара

Будут пить сок до утра,

Так бегать по дорожке,

Что замочат ножки.

Всех берёза напоила,

Силой крепкой наделила.

А за сок спасибо дятлу:

Постарался он для всех,

Напоил он насекомых,

Напоил он птичек всех.

- Ребята, а за что ещё любят птиц? Правильно, за их чудесное пение. Учёные выяснили, что птицы своим пением могут поднять человеку настроение, лечат от уныния и депрессии, при пении они действуют на человека ещё и ультразвуком и тем самым незаметно от человека действуют на его нервную систему положительно.

- Ребята, а вы знаете, чем весной занимаются птицы? Правильно строят гнездо и откладывают яйца. Но откладывают их в небольшом количестве: от 1-3 до 10-12. Нужно быть очень осторожными, ведь если гнездо найдут хищники, то они могут съесть все яйца, да и ещё яйца могут просто выпасть и разбиться. Давайте мы поможем птицам спрятать яйца.

Конкурс «Перенеси яйца»(на ложке)

(перед проведением конкурса объяснить детям, что нельзя яйца трогать, т. к. птицы не примут эти яйца и покинут свои гнёзда)

- Когда птенцы вылупятся, то их нужно накормить. Птенцы очень прожорливы, и чтобы их прокормить, родителям приходится целый день добывать пищу. А чем кормят птицы птенцов? А теперь и мы поможем им в этом трудном деле.

Конкурс «Накорми птенцов»

(по полу раскиданы картинки: зёрнышки, бабочки, рыбки, гусеницы, червячки – по 5 штук каждая. Вызываются 5 детей, одевают на них «короны» с изображениями птиц, они должны собрать «пищу» для «птенцов»: воробей – зёрнышки, ласточка – бабочек, утка – рыбу, кукушка – гусениц, скворец – червяков)

И последний конкурс «Добудь пищу для гусят»

(достать из тазика с водой 5 крышек)

(при подготовке конкурса важно подобрать тазики такого диаметра и установить их на такой высоте, чтобы детям было удобно доставать крышки)

- Вот и подошёл к концу наш досуг, посвященный 160-летию Самарской губернии – нашей малой Родины. И она у нас прекрасна. А чтобы красоту сохранить навсегда, нам с вами нужно её беречь.

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Шум дождей и шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже Родина.

- И мне хочется верить, что вы будете беречь и охранять природу, чтобы наша с вами Родина всегда была прекрасна и мы могли ею любоваться все время.

Песня о Родине (по выбору муз. руководителя)

До свидания!

Использованная литература: ж-л «Музыкальный руководитель»,

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова, М.: «Вако», - 2005

Публикации по теме:

Конспект НОД «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста о зимующих птицах. Задачи: 1. Обобщить знания старших дошкольников.

Презентация для старших дошкольников Актуальность проекта: Проект направлен на решение вопросов по формированию элементарных экологических представлений Содержание расширенно.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Тело, организм, эмоции
  • Зима
Автор публикации:
«Птицы нашего края». Сценарий экологического досуга для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 11:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Как мы провели этот учебный год!»
Вот и подошёл к концу наш первый учебный год. Вспоминая своих ребятишек, которые пришли в наш детский сад совсем маленькими, ни чего не умели делать и...
Лэпбук «Коми народные инструменты»
МАДОУ “Детский сад № 13” г. Сыктывкара ЛЭПБУК “КОМИ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ” Составила: Музыкальный руководитель Суворова Т. Ю. 2017 Описание: Данный...
Конспект ООД «Витамины для здоровья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Конспект ООД «Витамины для здоровья» для младшего дошкольного...
«Наши матрёшечки». Фотоотчёт занятия по рисованию.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами нашими успехами. Мои малыши с раннего детства знакомятся с истоками русской народной культуры...
Инсценировка по ОБЖ «Спасатели»
Ведущий: На опушке леса стоит кирпичный дом, Не ведая в нём скуки живёт весёлый гном. Он утром пьёт росинки из голубых цветов, А днём играет в прятки с...