Папки-передвижки

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Евгения Геращенко
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

С каждым днем экологическая проблематика становится все более актуальной. Загрязнение водоемов, истощение почвы, убыль биоразнообразия и кислотные дожди — все эти явления свидетельствуют о нарастающих проблемах, которые требуют нашего внимания и действий. Охрана окружающей среды и сознательное отношение к ней становятся неотъемлемой частью нашей реальности.

Воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе и привлечение их к посильной помощи в ее охране является одной из важнейших задач современного образования. Учитывая особенности восприятия и мышления дошкольников, экологическое воспитание должно осуществляться через различные формы и методы, такие как игры, сказки, наблюдения, экскурсии, опыты, эксперименты и т. д. Начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо расширять знания детей о природе родного края, формировать у них представления о взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой. Для этого целесообразно организовывать прогулки и экскурсии в лес, парк, на луг, к водоему. Во время таких прогулок дети знакомятся с различными растениями и животными, учатся различать их по внешнему виду, наблюдают за их поведением. Знания о природе можно также получать из книг, энциклопедий, фильмов и мультфильмов. Детям дошкольного возраста наиболее доступен жанр сказки, который позволяет им усвоить сложные экологические понятия в доступной и интересной форме. Сказки о природе помогают детям понять, что человек является частью природы и что он должен бережно относиться к ней. В процессе экологического воспитания важно развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к природе. Для этого можно использовать различные игровые ситуации, в которых дети учатся сопереживать растениям и животным, проявлять заботу о них. Например, можно предложить детям посадить и вырастить цветок, покормить птиц или животных в зоопарке, убрать мусор в парке и т. д. Помимо знаний и умений, экологическое воспитание также включает в себя формирование нравственных качеств личности. Дети должны усвоить, что природа является не только источником ресурсов, но и имеет собственную ценность. Человек должен относиться к ней с уважением и бережностью. Таким образом, экологическое воспитание дошкольников является важнейшим аспектом их развития. Опираясь на особенности возраста, воспитатели и родители могут формировать у детей знания о природе, развивать у них эмоционально-ценностное отношение к ней и навыки бережного отношения к ней. Это позволит сохранить природу и обеспечить устойчивое развитие общества.

Публикация «Консультация для родителей „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Целью этой работы заключается в изучении роли игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: определение места игры в экологическом воспитании дошкольников, выявление структуры дидактических игр, классификация дидактической игры в зависимости от решаемых задач, использование разнообразных игр экологического содержания, разработанных специалистами, а также разработка и использование дидактических игр экологического содержания для детей разных возрастных групп.

В детской жизни игра играет ведущую роль. Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть широко использована в экологическом воспитании. Игра приносит радость ребенку, а познание природы и общение с ней, проходящие во время игры, становятся особенно эффективными. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игровая деятельность ребенка является эмоциональной. Ребенок, играя, находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность знакомства с природой во многом зависит от эмоционального отношения ребенка к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдение и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому важно поддерживать у детей положительное эмоциональное отношение, создавая благоприятный фон для восприятия природного содержания.

Второй значимый момент заключается в развитии у детей отношения к природе. Игровая деятельность позволяет детям положительно относиться к содержанию игры. Все, что детям нравится и впечатляет их, преобразуется в игры. Если дети организовывают игры на природоведческую тему, это говорит о ярких представлениях, вызванных эмоциональным откликом. Усвоение знаний о природе через игру неизбежно влияет на формирование у детей бережного и внимательного отношения к растительному и животному миру. Игра становится средством внедрения экологических знаний в самостоятельную деятельность детей и эффективнее действует, чем просто интеллектуальное обучение.

Среди разнообразия игр для дошкольников особое внимание следует уделить дидактическим играм.

Дидактические игры — это игры с определенными правилами, созданные педагогикой для воспитания и обучения детей. Они не только помогают разрешить конкретные образовательные задачи, но также развивают у детей воспитательные навыки.

Дидактический материал делает обучение увлекательным и создает радостную атмосферу.

Дидактические игры имеют структуру, которая объединяет обучение и игровую деятельность. Игра состоит из следующих компонентов: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры и результаты. Дидактические игры разнообразны по содержанию, материалу, действиям и познавательной активности. Особое внимание уделяется дидактическим играм экологического содержания. Они помогают детям осознать уникальность не только живых организмов, но и экосистем, а также они понимают, что неверное вмешательство в природу может привести к серьезным последствиям как внутри экосистемы, так и за ее пределами.

В игровой форме, взаимодействуя с природой, дети формируют эмоциональную чувствительность и активно учатся сохранять и защищать природу, видеть различные аспекты животных и их проявления, а также создавать условия для комфортной жизни живых существ, доступных детям. Они учатся понимать важность охраны природы и сознательно следовать нормам поведения в природной среде.

Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от поставленных перед ними задач.

1)Дидактические игры, которые помогают расширить и углубить понимание детей о природе и окружающем мире. При создании и проведении таких игр необходимо учитывать следующие факторы: старшие дошкольники имеют большую потребность в игровой деятельности, которая стимулирует их интерес и активность в изучении окружающего мира; дидактические игры вызывают у детей приятные эмоции, которые помогают снизить напряжение в процессе обучения. Это позволяет детям проявить свою творческую активность и использовать различные психические процессы, такие как ощущение, восприятие, память и т. д. Таким образом, все познавательные процессы становятся более активными. При использовании дидактических игр для расширения и углубления экологических представлений необходимо учитывать уже сформированные представления детей старшего дошкольного возраста о природных объектах, растениях и животных, их взаимосвязях и взаимозависимостях, а также о человеке как части природы и культуре поведения в природе. Для проведения дидактических игр данной серии рекомендуется использовать небольшие группы детей и варьировать их в зависимости от уровня сформированности экологических представлений. Для повышения интереса к игре и природным объектам, которые в ней используются, можно ввести элемент соревнования, как индивидуального, так и командного, а также создать проблемные ситуации.

2)Для формирования экологически целесообразного поведения личности необходимо не только наличие экологических представлений, а также соответствующие отношения к природе. С этой целью разработана серия дидактических игр, направленная на воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе. Данная серия включает два блока заданий.

Первый блок содержит игры, направленные на развитие эстетического восприятия природы и формирование чувства прекрасного. Во время этих игр дошкольники при контакте с природными объектами должны рассказывать об интересных особенностях, связанных с их внешним видом, ростом, развитием или уходом за ними, а также примерах бережного или жестокого отношения людей к природе. Важно отметить, что игры данного блока позволяют расширить кругозор, обогатить умственные действия и переживания, а также внести осмысленность в все чувственные впечатления.

Второй блок включает игры, направленные на формирование нравственно-оценочного опыта поведения детей в природе. В процессе этих игр дошкольники углубляют свои знания и понимание взаимодействия людей с природой, развивают свою эмоциональную и психологическую готовность принять полезную информацию о природе. В результате ребенок становится более внимательным к окружающему миру, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. Это формирует эмоциональную отзывчивость, радость от познания и волнение перед неизведанным. Таким образом, дети проявляют все больший интерес и желание учиться и исследовать окружающую природу.

Данная серия дидактических игр позволяет эффективно развивать эмоционально-ценностное отношение к природе, формируя гармоничную связь между ребенком и окружающей средой.

Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе базируются на конкретных ситуациях. В процессе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков человека в природе, дети ищут свои решения в сложных ситуациях и учатся мотивировать свои выборы. Особенностью таких дидактических игр является то, что они не предлагают детям готовые рецепты поведения, а помогают постепенно приходить к собственным выводам и заключениям. Это ценнее, чем просто запреты и инструкции, которыми детей обычно ограничивают в их действиях.

3)Для формирования экологически ориентированной деятельности в дошкольных учреждениях существует целая серия дидактических игр. Важным показателем экологического образования детей является их активное участие в такой деятельности, которая помогает им углубить и закрепить свои представления об экологии и развить гуманное отношение к природе. При этом стоит учитывать, что дикая природа может существовать и без вмешательства человека, она следует своим собственным законам. Поэтому заботу о природе следует проявлять только в измененной людьми среде - в городе, в парке или на территории детского сада. Дети могут помогать растениям и животным, которые живут рядом с людьми, таким как деревья в парке или на участке детского сада, цветы в клумбах, голодающие зимой городские птицы. Именно от действий людей зависит их благополучие. Поэтому экологическая деятельность детей старшего дошкольного возраста включает осуществление систематического ухода за растениями и животными на природном уголке или в экологической комнате, организацию дежурств, труд на участке детского сада, подкормку птиц зимой, организацию трудовых мероприятий. Главная цель этой деятельности - обеспечить условия для полноценной жизни всех живых существ. Трудовую деятельность детей рекомендуется сочетать с экологическими играми, наблюдениями, разговорами и другими методами обучения.

Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей интересностью, динамичностью и меньшим умственным напряжением. Основная цель таких игр - сформировать у детей мотивацию и интерес к охране природы, вызвать в них желание и умение заботиться о природных объектах, активизировать их в процессе выполнения различных заданий. Игры данной серии рекомендуется проводить в разных группах, учитывая уровень экологической образованности детей и степень овладения ими трудовыми навыками при уходе за живыми объектами.

Для закрепления знаний о природе также важна дидактическая игра. Воспитателю необходимо объяснить правила игры, чтобы она стала интересной и не превратилась в простое упражнение. Старшим дошкольникам можно предлагать настольные игры, развивающие зоологическую тему, а также разнообразные словесно-дидактические игры. Они помогут разнообразить досуг и укрепить знания о природе, не требуя особых условий или специального оборудования. Такие игры особенно полезны для старших детей, у которых уже сформировались представления о природе и которые могут связывать слова с конкретными предметами. Они развивают мышление, гибкость и динамичность представлений о мире. Дети учатся использовать свои знания, сравнивать и объединять предметы по различным признакам, обращать внимание на детали, реагировать быстро. Например, воспитатель может предложить детям закончить предложение, сказав начало фразы и позволив детям придумать её конец. Игры такого рода развивают умение ассоциировать слова с предметами, мышление и речь детей.

Среди используемых игр природного содержания используются предметные игры, к которым относится использование игр с природными предметами: шишек, камешков, ракушек и т. п. Важность природы помогает создать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, предметы можно классифицировать по разным критериям: цвету, размеру, природе происхождения, форме. Во время поездок и прогулок используется игра «Угадай, что в мешке?». В небольшую сумку помещаются различные натуральные предметы. Проблема ребенка – опознать предмет, прикоснувшись к нему. Это один из вариантов игры, направленный на развитие чувств ребенка. Используя в своей работе дидактические игры экологического содержания, педагоги увеличивают и обогащают знания детей о родной среде. Благодаря этому дети развиваются и ярко проявляют свои интеллектуальные интересы, и возникают вопросы: почему? Почему? Где это? Мозговая деятельность усиливается, а реакции детей становятся более детальными. Дидактические игры природного содержания помогают решать проблемы формирования основ естественной культуры дошкольников. Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста; оно обогащает и развивает личность. Эффективность дидактических игр с естественным содержанием полностью зависит от создания ситуаций и правильного их использования. Необходимым условием успешной продажи дидактической игры с натуральным содержанием является наличие игровых материалов: наборов игрушек, кукол с изображением героев популярных сказок, различных раздаточных материалов, настольных наборов и печатных игр. Дидактические игры экологического содержания следует проводить с небольшой группой детей, использовать их разнообразно в соответствии с направленностью формирования экологических представлений и возрастными особенностями дошкольников. Эффективность игры зависит от действий и подготовки педагога. Он тщательно думает, планирует игру, подготавливает необходимое, наполняет игру действиями, обсуждениями, посредством чего достигается дидактическая цель.

Поэтому игра как способ обучения природе помогает решать задачи по формированию основ природокультуры.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Опубликовано: 8 января 2024 в 16:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД