МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников посредством интеграции образовательных областей

Наталья Соколова
Экологическое воспитание дошкольников посредством интеграции образовательных областей

Соколова Н. В. – воспитатель

СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1

им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка

Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образова-тельных областей.

Цель: формирование экологически воспитанной личности.

Задачи:

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством интеграции образовательных областей» размещена в разделах

1. Формировать у детей дошкольного возраста экологическое сознание, це-лостное представление о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

2. Развивать навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, грамотного взаимодействия с ними.

3. Воспитывать у детей ответственного отношения к окружающей среде, гу-манное уважения к объектам природы и формирование основ здорового образа жизни.

4. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу че-рез интеграцию всех видов деятельности.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита-ния дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста, так как дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. Всестороннее развитие и воспитание дошкольников осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, звери. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение и чувство сострадания к живой природе. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Поэтому необходимо развивать у детей экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать бережное отношение и сопереживание к ней.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания, поэтому я поставила перед собой цель: формирование экологически воспитанной личности.

Работу над экологическим воспитанием детей осуществляю через различные формы работы, такие как

• Наглядно - практические (непосредственно – образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации)

• Игровые (подвижные игры, дидактические игры, словесные игры).

• Труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд).

Воспитательно-образовательную работу веду в системе на протяжении всего учебного года, применяя интеграцию образовательных областей.

I. Осуществляя экологическое воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» рассказываю детям о планете Земля, о том, что только на ней живут растения, животные и человек, о свойствах воды, воздуха, почвы. Знакомлю детей с многообразием комнатных растений и тех, что растут на территории детского сада. Дети узнают, что растения обогащают воздух кислородом, необходимый для здоровья; в лесу растут грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы.

Через познавательную литературу знакомлю с дикими животными, с их приспособлениями к сезонным условиям жизни.

Наиболее значимым методом экологического воспитания, является наблюдение, поэтому на прогулке с ребятами наблюдаем за ветром, дождем, снегопадом, солнцем, птицами, насекомыми. Рассматриваем деревья, кустарники, травянистые растения. Это воспитывает положительные качества, способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти и мышления. В группе имеется календарь природы, где ребята отмечают погоду.

Играем в подвижные игры («Коршун и наседка», Перелет птиц», Лиса в курятнике», дидактические («Так бывает или нет», «Узнай по описанию», «Воздух, земля, вода», «Что лишнее», «Да или нет», «Четвертый лишний»).

II. Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Речевое развитие»

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Познавая окружающий мир, у детей формируются знания, развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

При проведении непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию сначала рассматриваем картины, например, «Лиса с лисятами», «Кошка с котятами» (дописать наз. картин, затем с ребятами составляем по ним рассказы. Это развивает связную речь, дети упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм, учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят.

Большое значение для развития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», помогаю устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последо-вательность природных явлений и событий. Например, наблюдая на прогулке за птицами на кормушке, задаю вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зимой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Отвечая на такие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанавливают взаимозависимость явлений.

Подбирая дидактические игры и упражнения на тему экологии, по-могаю детям развивать все компоненты речи, обогащать их словарный запас.

Например, игра «Бабочка» формирует у детей направление струи воздуха, обогащает знания о бабочках, закрепляет в речи глаголы (летает, перелетает, садится, игра «Какое время года» - восприятие художественной литературы. Игра «Угадай - ка» развивает умение отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением ка картинке, «Послушай звук» развивает у детей фонематический слух.

Важным методом экологического воспитания является слово, его пра-вильное использование в различных формах работы, поэтому мною в книжном уголке подобраны художественные произведения, сказки, энциклопедии по экологическому воспитанию (А. Пушкин, Ф. Тютчев, К. Ушинский, В. Бианки, Н. Сладков). Мы вместе с детьми читаем книги, рассматриваем иллюстрации, беседуем, обсуждаем прочитанное, отгадываем загадки. Используя художественную литературу, помогаю детям почувствовать прелесть и неповторимость природы, значение её в жизни человека, формирую умение сравнивать, видеть, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства.

III. Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»

Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Сажая с детьми «Огород на окне», вместе выращиваем растения, ухаживаем за ними. Такая форма работы помогает дошкольникам усваивать моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми живыми существами, узнавать правила поведения в природе, познавать труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных. Дети с удовольствием оказывают помощь на участке, где мы сажаем цветы, овощи. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной дея-тельности и коммуникации.

Для закрепления в сознании норм и правил поведения в природе, проигрываем и обсуждаем ситуации, например: Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного птенчика.

Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой. Чтобы сформировать у детей бережное отношение к природе и ее обитателям, мне помогают в этом игры экологической направленности :

• Игра «Аукцион» (уточнение правил поведения на природе).

• Игра «Узнай и назови» (закрепление знаний о растениях и месте их произрастания).

• Игра «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения в природе).

• Игра «Береги природу» (воспитание бережного отношения к природе).

IV. Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства детей, помогает ребёнку в создании образов в процессе рисования (И. Токмакова «Ветрено, ветрено», «Голуби»)

Наблюдения за красивыми явлениями, объектами природы, побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке, в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

Экологическое воспитание своих детей совершенствую также через прослушивание музыки (П. И. Чайковский «Времена года», М. И. Глинка «Жаворонок», разучивание песен («Урожайная», Здравствуй, осень золотая», «Капельки», рассматривание картин (А. Саврасов «Грачи прилетели, И. Левитан «Золотая осень», проведение развлечений («Здравствуй, Осень!», «В гости к птицам», «Спасем лес»).

Таким образом, художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь с экологическим воспитанием, обеспечивает взаимное обогащенное развитие личности ребенка.

Чтобы помочь дошкольникам понять взаимоотношение человека с природой, воспитать сочувствие к живому и готовность сохранить его, дать реальные представления о природе, мы с ребятами создали анимационный мультфильм по экологической сказке «Бабушка Федора и Герань», подготовили выступление экологической агитбригады «Юные экологи», с целью формирования экологического мировоззрения и привлечения внимания к проблемам окружающей среды.

Активное участие в экологическом воспитании детей принимают родители дошкольников : участвуют в творческих конкурсах «Осенний микс», «Дары осени», «День Земли», развлечениях, акциях. Эта совместная работа сближает родителей и детей, дает им ощущение, что они делают что – то важное и полезное, потому что родители являются главным примером для подражания в жизни ребенка.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней, поэтому задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Итогом проделанной мною данной работы можно назвать следующие результаты:

• созданы условия для развития экологического воспитания до-школьников;

• у детей сформировано экологическое сознание, целостное пред-ставление о природном и социальном окружении;

• развиты навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, грамотного взаи-модействия с ними.

• у детей воспитано ответственное отношения к окружающей среде, гуманное уважения к объектам природы и формирование основ здорового образа жизни.

Надеюсь, проделанная мною работа в этом направлении способствует экологическому развитию каждого ребёнка. Дети усвоили экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, стали бережно относиться и сопереживать ей.

Источники информации

1. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Практическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2008 г.

2. С. Н. Николаева. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог». М: «Мозаика – Синтез, 2010 г.

3. О. С. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. М: «Мозаика – Синтез», 2016 г.

4. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.

5. Г. В. Морозова. Ознакомление с окружающим миром. М: «Издательство Гном», 2014 г.

6. Сайт MAAAM. RU

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей»Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей» Отчёт музыкально руководителя по второй годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ через различные образовательные области» 1. Развивающая.

Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей»Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей» Процессы поиска и разработки интерактивных технологий развивающего и обучающего взаимодействие педагогов, родителей и детей связанные.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством интеграции образовательных областей
Опубликовано: 18 октября 2021 в 10:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД