Получи документы

Консультация «Экологическое воспитание»

Елена Антоненко
Консультация «Экологическое воспитание»

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Экологическое воспитание.

«Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

Публикация «Консультация „Экологическое воспитание“» размещена в разделах

Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.

– Расширение элементарных экологических представлений дошкольников.

– Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.

– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

– Освоение традиционных и нетрадиционных приёмов изобразительного искусства.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» – водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе– все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями.

Для занятий используем наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, семян растений, гербарий, игровой материал.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

экологические занятия;

экологические экскурсии;

– уроки доброты;

экологические игры (дидактические, игры – путешествия);

экологические сказки;

– инсценировки.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бианки о животных. К ним относятся такие, как «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей.

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи.

Бережное отношение к природе воспитываем с самого раннего возраста. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями (поливают их под присмотром воспитателя.

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.

С самого начала учебного года мы ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц. Вместе с ребятами и родителями мы подготовили проект «Птицы зимой».

С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах мы проводили ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни. Широко привлекали художественную литературу – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова. Рассказы В. Бианки «героями», которых часто бывают птицы, помогали нам углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. На целевых прогулках мы проводили беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семечки подсолнуха, крошки хлеба, сало. Нашими гостями стали синицы, снегири, ну, и, конечно воробьи.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются дидактические игры: «один-много», «Червертый лишний», «Лото».

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.

Публикации по теме:

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» Что такое экология? Экология – наука о нашем общем доме, о планете Земля. В наше время уже всем понятна важность экологического воспитания.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Наша планета Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» средняя группа .

Консультация для воспитателей «Формирование безопасной жизнедеятельности детей через экологическое воспитание» Дошкольный возраст -важнейший период,когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,здорового.

Консультация «Экологическое воспитание»Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Экологическое воспитаниеЭкологическое воспитание Цель: формировать экологическое мышления у детей через эмоциональные впечатления во время бесед, наблюдений, элементарных опытов, продуктивной.

Экологическое воспитание Все мы знаем, что 2017год объявлен годом экологии. Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это.

Экологическое воспитание Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки, Это все для нас навечно! Беседа.

Экологическое воспитание. Хотелось бы ещё поговорить об экологии. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, превратилась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Экологическое воспитание»
Опубликовано: 9 октября 2017 в 22:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД