Экологическое занятие в старшей группе «Воздух»

Наталья Архипова
Экологическое занятие в старшей группе «Воздух»

Цель: Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память,

внимание, речь); мыслительные операции, творческое воображение, познавательные

интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойстве воздуха, земли,

воды, огня, взаимодействие между ними;

Формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной

жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим

поведением, работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

Материал: целлофановый пакет, кубики, пустой стакан, таз для воды, глина, кирпич, губка,

бумажные салфетки, стакан с водой, банка стеклянная, спираль для исследования

воздуха, стаканчики с водой для каждого ребенка.

Предварительная

работа: Загадки о воздухе, чтение художественной литературы,

опыты: «Воздух занимает место», «Воздух имеет вес».

Дидактические игры «Кораблик с парусом», «Парашютист» ;

чтение стихотворений о воздухе.

Словарная работа: свойства, воздух, опыт, почва.

Формы

работы Деятельность

детей Деятельность

воспитателя Методы

и

приемы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Заинтересованный момент

Вводная беседа

Опыт № 1

«Воздух– бесцветный, прозрачный, без запаха и вкуса»

Опыт № 2

«Есть ли воздух в – в воде, в почве, в кирпиче?»

Этюд:

«Свойства воздуха»

Опыт № 3

«Свойства воздуха»

Этюд:

«Надуем шар»

Опыт № 4

«Теплый воздух, холодный воздух»

Чтение стихотворения о воздухе

Анализ занятия

Отгадывают загадку

Слушают и отвечают на вопросы

Наблюдают и выполняют опыт

Экспериментируют и делают выводы

Выполняют этюд

Наблюдают и определяют свойства воздуха

Выполняют этюд по тексту

Наблюдают за опытом

Рассказывают стихи

Отвечают на вопросы, делают выводы

Загадывает детям загадку о воздухе

Проводит опыт

Проводит опыт

Проводит опыты и обобщает ответы детей

Проводит этюд

Проводит опыт

Проводит этюд

Проводит опыт

Поощряет детей

Заключительная беседа обобщает ответы детей

Словесный

Словесно - наглядный

Словесный и практический

Словесно – практический, наглядный

Словесный и игровой

Словесно – практический

Практический, игровой, словесный

Практический,

наглядный

Словесный

Словесный

Ход занятия

- Дети, отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем?

(воздух)

- Конечно, вы догадались, что речь идет о воздухе, которым мы дышим.

Давайте вспомним, для чего нам нужен воздух? (для того, чтоб дышать)

- Правильно, воздух нужен е только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле. Воздух нужен нам для дыхания.

- Как вы думаете, можно увидеть воздух?

(воздух нельзя увидеть)

- Почему? (потому что воздух прозрачный)

- А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.

(дети – стенки аквариума, стекла окон)

- Молодцы.

- Воздух есть везде, только мы его не видим. Но в опыте его увидеть можно.

Опыт № 1

Попробуйте вдохнуть воздух ртом.

- Какой он на вкус? (без вкуса)

- Какого он запаха? (воздух без запаха)

- Значит воздух бесцветный, прозрачный. У него нет запаха. При дыхании мы поглащаем кислород, выдыхаем углекислый газ.

Воздух – это удивительно прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Если бы его не было, все живое погибло бы. Для того, чтобы убедиться, что воздух везде, мы с вами проделаем ряд опытов. Прошу пройти вас в нашу экспериментальную лабораторию.

Опыт № 2 «Есть ли воздух в пакет

Показываю детям пакет наполненный кубиками.

- Есть ли что – нибудь в пакете? (в пакете кубики)

- Как вы догадались? (увидели)

(освобождаю пакет от кубиков, аккуратно сверху скручиваю его. В нижней части он обретает выпуклость и упругость)

- Почему пакет выпуклый? Что есть в нем? (ответы – воздух)

Опыт № 3 «Есть ли воздух в воде

- Есть ли в воздухе вода?

(Да)

(предлагаю детям налить воду из – под крана в стакан)

- Почему появились пузырьки на стенках стакана?

(ответы – потому что в воде есть воздух)

Опыт № 4 «Есть ли воздух в кирпиче, глине, губке, стекле?»

(дети опускают по очереди в разные стаканы с водой: кирпич, губку, глину, стекло)

- Почему появились пузырьки:

(ответы – потому что в глине, губке, кирпиче, стекле есть воздух)

Этюд: «Камень и почва»

«Камень – дети стоят, прижавшись друг к другу.

«Почва» - частички почвы (дети) - на некотором расстоянии взявшись за руки.

- Мы с вами убедились на опытах, что воздух есть везде.

- Дети, а знаете ли вы о свойствах воздуха?

- Сейчас мы продолжим свои опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха.

Опыт № 5 «Салфетка»

(Предлагаю детям бросить салфетку в таз с водой)

- Что произошло с салфеткой? (ответ – она намокла)

(Предлагаю детям опустить салфетку помещенную в пустой стакан, в воду, предварительно стакан повернуть)

- Что произошло с салфеткой? (ответ – она осталась сухой)

- Почему? (ответы – в стакане воздух и он не пропустил воду)

Дети, давайте проведем еще один эксперимент.

Ко дну стакана, кусочком пластилина прикреплю сложенную вчетверо бумажную салфетку, опускаю в стакан с водой.

- Намокла ли бумага? (ответы – нет)

- Почему? (ответы – в стакане с салфеткой воздух)

Значит воздух не пропускает воду.

Этюд: «Надуваем шар»

Мальчики – шар, девочки – воздух. Один накачивает воздухом шину. Сначала один ребенок приседает, сжимается, потом второй, третий. Когда шина лопнет, дети выпрямляются и произносят: «ш – ш – ш».

- Дети, мы с вами убедились в том, что воздух не пропускает воду.

- Но у воздуха еще есть одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло. Растения зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло укрывающее стебель и корни растений.

- Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он и сохраняет тепло тела, и животным в зимнем лесу никакой мороз не страшен.

Теперь ответьте мне на вопросы:

- Что находится между стеклами в двойных рамах? (ответ – воздух)

- Для чего? (ответ – он сохраняет тепло)

- Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное? (ответ – пушистое)

- Чем греет меховая шуба? (ответы)- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись? (ответы)

Вывод: - Значит воздух проводник тепла и холода.

- Дети, давайте с вами проведем еще один опыт.

Опыт № 6 «Теплый воздух поднимается вверх»

Оборудование: Плотный бумажный кружок разрезанный змейкой. Укрепить змейку на конце согнутой проволоки и поднять над огнем свечи.

- Почему змейка вращается? (ответы – потому что теплый воздух от свечи поднимается вверх, змейка вращается)

- Поднесем змейку к форточки. Что происходит? (ответ – холодный воздух опускается вниз и змейка не вращается)

Вывод: Теплый воздух движется вверх, а холодный – вниз. Теплый воздух весит меньше, чем холодный. Поэтому он поднимается вверх.

-Как вы думаете, где воздух лучше в лесу или городе? *ответ – в лесу)

- Лесной воздух не только чистый, но и полезный. Деревья выделяют особые летучие вещества. Особенно полезен тополь.

Благодаря длинному черенку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая смывается дождем.

- Дети, а вы знаете как сохранить воздух чистым? (ответы)

- прежде всего надои беречь растения. Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли. Помогайте взрослым сажать цветы и деревья.

И в заключении нашего занятия мы послушаем стихотворения о воздухе, которое прочтут наши дети.

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок: Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахрамой

4 ребенок: Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

-Дети. О чем мы с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?» «Готов ли Ваш ребенок к школьному обучению?» Дошкольный возраст-это сказочная пора. У малыша появляются новые мотивы, связанные с интересом.

Занятие по экологии в старшей группе «Воздух» Цель: Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь); мыслительные операции, творческое.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экологическое занятие в старшей группе «Воздух»
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 12:42
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...