Получи документы

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Эксперимент с воздухом»

Светлана Иевлева
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Эксперимент с воздухом»

Конспект открытого занятия в старшей группе

Тема: «Эксперимент с воздухом»

«Познание»

- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке,их значимости для жизни общества в целом;

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Публикация «Экспериментальная деятельность в старшей группе „Эксперимент с воздухом“» размещена в разделах

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

-развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

«Коммуникация»

-способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

-воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

«Социализация»

-развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;

-развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

«Здоровье»

-закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

-формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

-закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

«Труд»

-развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);

-воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

«Чтение художественной литературы»

-На предварительном этапе:

-развитие интереса детей к познавательной и художественной литературе.

Ход занятия.

-Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучки).

-Давайте ее откроем,что нам прислали? Пусто. Посмотрим, а вот на крышке (с обратной стороны посылки) конверт,посмотрим, что там? Буквы? (В, О, З, Д, У, Х)

-А что же нужно с ним сделать? Собрать, а в какой последовательности?

Ой, а тут еще прикреплена какая- то открытка с загадкой.

-Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

-Давайте разобьемся по парам и соберем слово и проверим отгадку. Каждой паре раздали конверт с буквами. Соберите слово! Получилось слово Воздух.

-Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

-Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.

-Я знаю, что человек может прожить без еды- 5 недель, без воды- 5 дней, без воздуха не больше 5 мин.

-Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые- исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория).

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

-Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своим опытом, и в нашей лаборатории, провести опыты.

-Скажите, каким качеством должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным.)

-Я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают халаты)

Итак, я предлагаю вам познакомиться, я вас представляю друг другу по именам.

-Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать.

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество- внимательность.

А поможет все узнать

Наша наблюдательность.

-Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.

-Проходите, коллеги в научную лабораторию, и располагайтесь.

-Посмотрите на доску, нам предложена какая- то модель, как вы думаете, что здесь изображено (глаз, руки, Ухо, нос, гиря)

-Посмотрите на модель (глаз0. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (Как можно увидеть воздух)

Эксперимент№1. «Как поймать воздух

-Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите что в нем? (он пустой)

-Да. Он пустой, его можно сложить. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? Воздух занял все место в мешке. Вы его видите? Какой он? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешок. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Что изменилось? Пакет опять стал пустым.

Вывод: Воздух нельзя увидеть (его можно почувствовать). Он не имеет цвета. Он прозрачный, его можно почувствовать.

Воспитатель: У меня в руке стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего). А мы проверим ваши версии.

-Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идет эксперимент.

Воспитатель: Берем стаканчик и помещаем в него салфетку. Потрогайте, она сухая или мокрая? (Дети трогают и говорят, что сухая)

-Как вы думаете, если я положу ее в стакан и стакан опущу в воду, что произойдет с салфеткой. (Она намокнет)

-Сейчас проверим. (Переворачивает стакан вверх дном, осторожно погружает его в воду, не наклоняя до самого дна емкости. После этого ставит его на стол).

-Ну, что. Посмотрим. Намокла ли салфетка? (Дать попробовать детям. Нет, она сухая0

-Как вы думаете, что могло помешать воде намочить салфетку? (Воздух0.

Воспитатель: Конечно, ей помешал воздух, который находился в стакане. А как вы думаете, если опустить стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдет с салфеткой? (Высказывания детей).

Воспитатель: А хотите проверить? Посмотрим. Она намокла. Как вы думаете почему? (Воздух вышел, а его место заняла вода).

Воспитатель: Совершенно верно. А как вы узнали о том, что воздух вышел из стакана? (появились пузырьки)

Воспитатель: А пузырьки это что? (это воздух).

Воспитатель: Хотите попробовать сами.

Воспитатель: Итак. Воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на доске. (Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент- ребенок берет трубочку. Опускает один конец в воду, а в другой дует).

Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочку сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?

Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и емкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: Давайте теперь посмотрим, что мы должны еще сделать? Что дальше нарисовано на модели? (Руки). Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?

Воспитатель: А вы хотите почувствовать воздух?

-ПОДУЙТЕ НА ЛАДОШКИ, ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ? (ВОЗДУХ, СТРУЮ ВОЗДУХА).

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам почувствовать воздух при помощи вееров. Возьмите их и помашите на себя. Что вы чувствуете? А какой он – теплый или прохладный? (прохладный).

Воспитатель: Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: как можно почувствовать воздух? (Да).

-А кто считает по- другому?

-При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера дули на ладошки).

Воспитатель: Уважаемые коллеги, вы, наверное, устали и пора нам сделать перерыв, отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы работали, устали

Воздух дружно изучали,

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзья мы улыбнулись,

Наклонились раз, два,

Чтобы не болела голова.

Мы разминку завершаем,

К опытам мы приступаем.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, теперь сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

-Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

-Посмотрите, на следующую модель, нарисованно «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

-А еще у нас на столе есть воздушный шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку выпустить воздух,что мы слышим? Писк, воздух.

-С помощью чего мы услышали воздух, коллеги? (Нам помогли крышки, бутылки, шарик).

Вывод: Воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Воспитатель: На столе у нас есть баночки.

-Посмотрите, в них что- нибудь есть? (нет, воздух).

-Правильно, воздух. Дети, понюхайте, как он пахнет. Чем он пахнет?

-Как вы думаете, почему баночки пустые, а пахнут по разному?

-Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель: Коллеги, посмотрите, у нас осталась одна модель, что это- «гиря».

-Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух? Как вы думаете? Давайте проверим.

Воспитатель: На столе у нас лежат камешки, как вы думаете, а что с этими камешками делать?

-А давайте эти камушки опустим в воду и посмотрим, что произойдет, как вы думаете?

- Интересно, а почему камушки тонут?

-Получается, что камни тяжелее, поэтому они тонут.

-А вот если шарик опустим в воду, он утонет?

-Давайте прверим.

- Странно, камешки утонули, а шарик- нет. Почему так происходит? Как вы думаете? (В шарике воздух, он легче, чем вода).

Вывод: Воздух имеет вес, он легче, чем вода.

Воспитатель: Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом и убедились, в том какие интересные открытия делают ученые в своих лабораториях. Вам понравилось занятие?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня о воздухе.

Дети:

-Воздух нельзя увидеть, его можно почувствовать.

-Он не имеет цвета.

-Воздух можно услышать разными способами.

-Воздух имеет вес, он легче воды.

-Воздух без запаха.

Дети:

-Увидели воздух :

-С помощью трубочек и емкости с водой, когда наклонили стаканчик.

-Почувствовали воздух с помощью вееров, дули на ладонь.

-Услышали воздух с помощью колбочек, колпачков, шарика.

-Воздух имеет вес с помощью камешек и шарика.

-Воздух не имеет запаха, он приобретает запах тех предметов, с которыми соприкасается.

-Он есть всюду.

Дети читают стихи.

1. Воздух- это то, чем мы дышим,

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолет.

2. Птица в воздухе летает

Разным воздух наш бывает.

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

3. Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Теплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

4. Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял….

Воздух разный, он такой,

Где найдем его с тобой?

Танец «Шарики воздушные»

Воспитатель: Наш эксперимент подошел к концу, вы все были внимательными, активными, любознательными. Уважаемые коллеги, вы сейчас разъедитесь по разным городам, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу. В память о нашей работе я хочу подарить вам мыльные пузыри.

Публикации по теме:

«Раскрываем тайны фокусника Физики и Химии». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе«Раскрываем тайны фокусника Физики и Химии». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе День науки и творчества в старшей группе «Раскрываем тайны фокусника Физики и Химии» Воспитатель Зайцева Н. И. Цель: Развивать у детей.

Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе» Еще с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем» Цель: выявить уровень разложения отходов. Оборудование: пластиковые емкости с крышками 7 штук, грунт, предметы для исследования (кора.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Крахмальный клей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №32 Экспериментальная исследовательская.

Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Песок. Состав и свойства песка» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: Познакомить детей с песком как с природным компонентом.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Тайна бумаги»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Тайна бумаги» Исполинова Галина Владимировна, воспитатель первой категории. г. Нарьян–Мар Цель: Расширять представления детей о разных видах бумаги,.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Весенние явления» Эксперименты в старшей группе «Фантазеры» на тему: «Мы исследователи» (Весенние явления). ТАЯНИЕ СНЕГА. Цель: Подвести детей к пониманию.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан» Экспериментальная деятельность в старшей группе «Вулкан» Цель: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу.

Экспериментальная деятельность. Эксперимент «Волшебные спички»Экспериментальная деятельность. Эксперимент «Волшебные спички» Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прём пищи, игру, прогулку и конечно же занятия. Эксперименты помогают развивать.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста, о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Эксперимент с воздухом»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 18:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД