Лучший педагог года

Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей»

Людмила Потоцкая
Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей»

Актуальность выбранной темы исследования «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» бесспорна на сегодняшний день, так как взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Многочисленные исследования в области проблем обеспечения экологической безопасности, а также имеющийся опыт различных стран к настоящему времени позволили сделать вывод, что если общество не обладает определенным уровнем экологической культуры, то все попытки изменить существующую на сегодняшний день экологическую ситуацию будут безрезультатными.

Публикация «Экспериментально-исследовательская работа „Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах

Таким образом, первоочередной задачей в решении экологических проблем на сегодняшний день является повышение экологической культуры общества, одним из способов достижения данной цели является развитие системы экологического образования и воспитания, затрагивающей все возрастные категории.

Экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.

Экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений.

Но особенно важно закладывать основы экологического образования и культуры еще в детстве, т. к. именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности и отношения к окружающему миру. При этом необходимо принимать в расчет особенности восприятия окружающего мира детьми – для них крайне необходимо, чтобы предмет можно было увидеть, пощупать и т. д. К сожалению, в современном быстро развивающемся мире у ребенка проживающего в мегаполисе не всегда есть возможность общения с природой. А поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, именно воспитатели должны стараться обеспечить общение ребенка с природой, искать любые пути, чтобы восполнить этот пробел. Таким образом, проблема исследования заключается в поиске доступных средств для обеспечения контакта детей с живой природой, применимых в детском саду. Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.

Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Актуальность данного вопроса определила тему исследования: «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Объектом исследования является - экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной работы является : использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть теоретические аспекты использования уголка природы как средства обогащения знаний о живом организме детей среднего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику и оценить исходный уровень экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

4. Определить влияние уголка природы как средства обучения на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании уголка живой природы.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования:

- анализ психологической, педагогической и методической литературы;

-диагностирование дошкольников;

-наблюдение;

- экспериментирование.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования уголка живой природы, способствующие экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей.

Экспериментальной базой исследования является МАДОУ детский сад № 187 города Хабаровска. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в возрасте от 5-6 лет.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического характера. В первой главе – «Теоретические основы исследования уголка природы как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» описывается понятие и задача экологического воспитания в дошкольном возрасте. Вторая часть – «Практическое исследование влияния уголка живой природы на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» содержит вопросы и анализ диагностики экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста проведенного на базе МАДОУ № 187 города Хабаровска.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природыИспользование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по ознакомлению с миром живой природы. Задачи: • Активизировать лексический словарь. • Развивать.

«Использование современных технологий в экологическом воспитании». Опыт работы по их использованию В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается.

Изобразительная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста “Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не.

Использование игр в экологическом воспитании Отдел образования Администрации Шахунского района Творческая работа (описание педагогического опыта) Использование игр в экологическом.

Использование игр в экологическом воспитании дошкольников Полученные в ходе работы результаты свидетельствуют о положительном влиянии и целесообразности разработанной системы работы по экологическому.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка» Каждый родитель знает, что воспитание ребенка начинается с первых минут его жизни. Ребенок в столь юном возрасте не может говорить, но.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Видео Калинина Ирина Геннадьевна Презентация «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников». Тема моего выступления «Использование.

Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.

Детская экспериментально-исследовательская работа «Вода — удивительное вещество» МБДОУ «РОВЕНЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ВОДА – УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО» Воспитатель:.

Экспериментально-исследовательская работа в средней группе «Ветка сирени»Экспериментально-исследовательская работа в средней группе «Ветка сирени» Экспериментально-исследовательская работа в средней группе Тема: «Ветка сирени» К экологическому проекту «Первые шаги весны». Цели • Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей»
Опубликовано: 10 августа 2016 в 06:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД