МААМ-картинки

Эмоционально-речевое развитие младше-средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе

Светлана Зимина
Эмоционально-речевое развитие младше-средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе

Эмоционально- речевое развитие младше - средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе с детьми.

Одним из основных принципов является воспитывающий характер обучения.

Публикация «Эмоционально-речевое развитие младше-средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе» размещена в разделах

Развитие речи у детей формирует не только, нравственные различные качества, такие как добросовестность, усидчивость, способность работать в коллективе, но и приучать их к дисциплине, общественным нормам поведения.

Принцип доступности обучения определяет поступательный характер педагогического процесса.

Основой обучения детей в младше - среднем возрасте является принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Это способствует прочному усвоению речевого материала, развивает познавательную деятельность детей.

Коммуникативно - деятельный подход к развитию речи учитывает постепенное усложнение речевых задач – от однословных ответов до развёрнутых высказываний, умения детей взаимодействовать с окружающими.

Основными задачами, решаемые по развитию речи является :

1. Развитие словаря - происходит за счёт обогащения количественного накопления слов, неизвестных детям, уточнения значений слов, активизации словаря (перевода лексики из пассивного словаря - активный.).

2. Формирование грамматического строя речи - решается в процессе многосторонней речевой практики детей (это различные упражнения, закрепляющие поминание и употребление доступных для детей грамматических конструкций, на согласование различных частей речи, построение простых предложений и. т. д.).

3. Развитие связной речи - необходимо формировать у детей умение понимать обращённую речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы.

Например: Тема «Домашние животные».

1. Активизировать словарь на основе углублённых знаний детей о ближайшем окружении (кошка, кот, котёнок, усы, лапы, мордочка, хвост, уши, шерсть, царапать, лакать, облизывать, гладить, ходить, бегать, мяукать, мурлыкать, шипеть, ловить, пушистый, гладкий, мягкий, красивый, ласковый.

2. Употреблять существительные с обобщающим значением (домашние животные) – кошка.

3. Различать на слух и называть слова начинающиеся на определённый звук (гласный в начале или в конце слова).

4. Совершенствовать отчётливое произношение слов, словосочетаний, работа над дикцией.

5. Овладение практическими нормами речи детьми.

Педагогу необходимо всегда прислушиваться к речи ребёнка. Всегда ли он правильно говорит, употребляет предлоги (на, за, под, в, к, перед, над, от) и согласовывает с ними существительные. Например: Бабочка летит к стулу. Если дети путают уменьшительно- ласкательные суффиксы можно использовать такие игры как : «Большой - маленький».

Например: Чашка- чашечка; Ложка- ложечка. Ласкательные слова: Лисонька, заинька и т. д. «Исправь ошибку» Ребёнок должен понять, что хотел сказать педагог и исправить ошибку.

Например: Цветок цветёт в полянке.

«Третий лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и обьяснить почему.

Чистоговорки, скороговорки, стихи нужны для автоматизации звуков.

Например: Ла-Ла-Ла- доченька спала.

Используя в своей речи потешки, пословицы, поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонацию.

Например: При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов. С помощью потешек, песенок, пестушек хорошо развивается фонематический слух : - Курочка- тароторочка.

По двору ходит цыпляток водит, хохолок раздувает, малых деток потешает.

Сказки, литературные произведения, иллюстрации в воспитании эмоционально- речевого развития детей играют важную роль, обогащают его духовный мир, уважение к прошлому своего народа, усвоение морально - нравственных норм в обществе.

Например: Рассказывать сказку надо неоднократно, для того чтобы дети лучше вслушивались в звучание самой речи, запоминали отдельные понравившиеся выражения.

Для того чтобы дети слушали внимательно, надо их подготовить т е.

-Заинтересовать видом театра с помощью, которых им будут показывать сказку (Настольный театр, перчаточный театр, пальчиковый театр, театр на кавролине, театр резиновой игрушки). В младше - среднем возрасте прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Дети с удовольствием перевоплощаются в зайчиков, лисичек, мышек. Сказки, стихи, небылицы помогают думать, рассуждать, логически мыслить, отвечать на вопросы героев.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают детям разобраться в последовательности событий. В начале педагог с помощью вопросов направляет внимание детей на процесс развёртывания действия, затем дети сами учатся выделять основные моменты в содержании рассказа.

Составление рассказов по картинкам способствуют уточнению знаний известных ребёнку слов и усвоению новых, постепенно дети овладевают навыками диалогической речи.

Например: Педагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит их рассмотреть, затем читает рассказ, после чего даёт каждому ребёнку по картинке. Повторяет рассказ, дети должны показать соответствующую карточку.

Пересказ художественных текстов.

- Этот вид работы можно проводить, только тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь. До начала чтения рассказа педагог объясняет смысл трудных слов. Прочитав рассказ, педагог задаёт вопросы. После этого просит детей пересказать прочитанное.

1. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то педагог задаёт наводящие вопросы.

2. Можно составить план рассказа.

3. Можно организовать пересказ по «цепочке» один ребёнок начинает, а следующий продолжает.

4. Педагог пересказывает, ребёнок вставляет слово или предложение.

Примерный текст пересказа:

«Как Саша первый раз увидел самолёт».

- Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху по воде что- то загудело. Саша подумал, что летит птица.

Вот она уже над головой. Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли.

1. Ответить на вопросы:

-Какое было время года?

-Что пускал по воде Саша?

-Что загудело в воздухе?

-Что Саша спутал с птицами?

2. Подобрать определение к словам:

-Весна (ранняя, поздняя, тёплая).

- Самолёт (большой, красивый, серебряный).

-Лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).

3. Объяснить значение сложного слова (самолёт).

4. Составить рассказ, где действующим лицом является подружка Оля.

5. Закончи предложение, поставь в недостающее по смыслу слово в нужном числе:

Была весна, таял (снег, текли (ручейки) и. т. д.

Также хорошо использовать для развития речи детей- рассказы- описания.

«Кошка».

У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у неё большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадётся мягко, осторожно, когда идёт за добычей. Кошка – домашнее животное, живёт рядом с человеком, ловит мышей, крыс.

В работе с детьми хорошо использовать игры сдвижением, которые прекрасно сочетаются с речью.

Например:

1. «Массаж ладоней» - стимулирующие воздействие массажных мячей, изменяет функциональное состояние коры головного мозга, улучшая её работу. Упражнение со словами:

-Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно - так у птиц заведено. (Ребёнок катает мячик между ладоней, одна сверху, другая снизу).

2. Игры с пальчиками (Используем любые пальчиковые игры см. картотеку). Снимают напряжение мышц шеи и плеч, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

3. Артикуляционная гимнастика - делает мимику выразительной, задаёт ритм массажных движений. (см. упражнения по звукопроизношению, артикуляционную гимнастику «Тру-ля-ля», «Песенка язычка».

Виды детской деятельности, формы педагога с детьми :

- Свободное общение на разные темы.

- Сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, дразнилок, придумывание сценариев для театральных иго - инсценировок.

-Коммуникативные игры - на знакомство детей друг с другом, развитие эмпатии, навыков взаимодействия и. т. д.

- Проектная деятельность.

-Игры-фантазии, дидактические игры, подвижные игры, словесные игры, народные игры, хороводные игры, игры с диалогом, викторины, путешествие по сказкам, режиссерские игры, придумывание этюдов.

Художественная литература:

1. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.

6. Т. Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников».СПБ. «:Детство-Пресс»,2012

7. Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. СПБ. : «Детство-Пресс»Н. В. Нищева,2013

Публикации по теме:

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенкаРазвитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.

«Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой». Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой» Цель. Использование технологии ТРИЗ для решения проблем речевого.

Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы) «Эмоционально-личностное развитие дошкольников» В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный.

Конспект мероприятия для родителей второй младшей и средних групп в ДОУ «Развитие связной речи у дошкольников» Цель: Обогащение зананий родителей о способах развития связной речи у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Развивать вербальные средства.

Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ Дошкольное учреждение и в целом система дошкольного образования призваны сыграть в развитии детей дошкольного возраста огромную роль. Система.

Принципы, средства и формы обучения дошкольников Принципы обучения дошкольников Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной.

Проект «Речевое развитие старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры «Магазин»Проект «Речевое развитие старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры «Магазин» Подготовила и реализовала Аксенова Елизавета Александровна, воспитатель МДОАУ №3 г. Новокубанска Актуальность проекта: Дошкольное детство.

Решение задач образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе в процессе работы с конструктором «LEGO DUPLO»Решение задач образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе в процессе работы с конструктором «LEGO DUPLO» Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Это связано с решением задач речевого развития на предыдущих.

Родительское собрание для родителей средних групп «Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» ЦЕЛЬ: укрепление связи семьи и ДОУ в целях обеспечения единства воздействия на развитие речевой сферы дошкольников. ПЛАН : 1. Знакомство.

Новые формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников Слайд 2 В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоционально-речевое развитие младше-средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе
Опубликовано: 9 марта 2017 в 17:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД