Лучший педагог года

Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования

Екатерина Ротару
Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования

Эссе на тему

«Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования»

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье «Из глубины»

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все дети имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Публикация «Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования» размещена в разделах

Я работаю в общеобразовательном детском саду 10 лет. На данный момент у нас есть два ребенка, имеющие ОВЗ.

На практике, введение инклюзивного образования в ДОУ хочу выделить ряд проблем :

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы в ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ОВЗ.

Следующая, и, наверное, самая серьезная, на мой взгляд, проблема, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования. К сожалению, наш детский сад с трудом может позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования. Еще одной проблемой являлось отсутствие у нашего педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо было провести работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос о нехватки специалистов (дефектологов, логопедов, а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Ну и наконец, немаловажной проблемой является отношение родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь не для кого ни секрет, что отношение детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому мы проводим работу с родителями, направленную на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.

Я думаю, что инклюзивное образование надо начинать с детского сада. На общесадовских собраниях специалистам в области инклюзивного образования необходимо проводить беседы с родителями детей, как с различными ограниченными возможностями здоровья, так и с родителями, имеющими нормативно развивающихся детей. Сейчас в интернете много интересных видеоматериалов, которые родителям нужно показывать на таких собраниях. Можно рекомендовать для самостоятельного ознакомления специальную литературу по данному вопросу. Необходимо говорить родителям, что все дети одинаковые. Безусловно, разница есть, но она не глобальная. Даже нормативно развивающиеся дети отличаются друг от друга внешне, по своим умственным и физическим способностям. А родители в свою очередь должны беседовать со своими детьми о том, что если у другого ребенка или взрослого есть какой-то физический или умственный недостаток, это не значит, что он другой, не такой как все. И мы должны принять его таким, каким он есть. А если нужно, то и помогать ему. Общество должно видеть, что такие дети есть, что это не диковинка.

Просто необходимо создать такую доступную среду, в которой происходило бы общение детей с ОВЗ и здоровых ребят. Такое общение обогатит и тех, и других. Причем это относится не только к детям, но и к их родителям. Каждый для себя обязательно возьмет что-то положительное из такого общения.

В завершение хочется сказать, что раз уж «объект инклюзивного образования» у нас в стране запущен, то он обязательно достигнет конечного пункта своего назначения. Надо немного подождать и каждому из нас приложить усилия, для того чтобы этот путь стал как можно короче. Всем педагогам, которые участвуют в инклюзивном образовании, хочется пожелать терпимости и толерантности. Чтобы они пересмотрели с новых педагогических позиций свои педагогические ценности. Просто необходимо относиться к детям с ОВЗ как к обычным детям. Тогда у нас никогда к ним не возникнет жалости. Во время обучения никогда не говорить ребенку, что у него какие-то сложности, потому что он особенный, с ограниченными возможностями. И тем более не упоминать об этом в присутствии здоровых сверстников. Требования ко всем должны быть одинаковые. Поощрение за достижение и наказание за провинность – одинаковое для всех. Тогда дети будут чувствовать себя равными.

Хочется верить, что у общества медленно, но верно происходит сдвиг сознания. И со временем люди перестанут смотреть на детей с ОВЗ как на людей с другой планеты.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Актуальные проблемы реализации инклюзивного образования
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 20:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД