Эссе «ФГОС дошкольного образования: решение проблем или проблема решения?»

Вера Калинина
Эссе «ФГОС дошкольного образования: решение проблем или проблема решения?»

Может и не получится…

но попробовать стоит всегда.

Прочитав тему эссе, вдруг мне вспомнилась такая фраза. Скорее всего, это потому, что наше дошкольное образование в последние несколько десятилетий переживает очень много реформ.

Федеральный государственный образовательный стандарт…Всего лишь четыре слова, которые предполагают изменить мир дошкольной жизни и всех ее обитателей: дошкольников, и главным образом, воспитателей. Нас воспитателей погружают в мир постоянных экспериментов с апробацией всё новых и новых документов, программ, стандартов, а ведь в детских садах работает очень много специалистов с большим стажем работы и перестроиться работать по-новому становится с каждым годом все сложнее. И забывать не стоит о молодых специалистах, которые хоть и не в большом количестве, но всё же приходят работать в детские сады. Они, выпускаясь из образовательных учреждений, тоже оказываются не готовыми работать по ФГОС ДО и приобретают опыт работы в данном направлении непосредственно на рабочем месте. Таким образом, перед нами встает и проблема в программе подготовки выпускников педагогических ВУЗов, но пока этот вопрос решается нам все же ничего не остается, как работать. И тут возникает вопрос: «Новый стандарт решит ли проблему нашего образования или всё же мы вернемся к тому доброму и хорошо забытому старому способу воспитания и обучения детей?» Возможно, со мной может кто-то не согласиться и сказать, что проблем в образовании нет, но думаю, что найдутся и те, кто поддержит меня.

С одной стороны новый образовательный стандарт даёт воспитателям и детям больше свободы. У воспитателей эта свобода проявляется в выборе программы, способов и методов обучения, применении инновационных методик. Стандарт не ориентирован на четкие выделения знаний, умений и навыков, а дают целевые ориентиры для работы воспитателя. И с этим я согласна. При такой формулировке в стандарте лично мне как воспитателю работать становится легче. Ведь мне не надо во время процесса воспитания и обучения детей гнаться за знаниями, умениями и навыками, чтобы выпустить из детского сада в школу совершенного ребенка. Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном ритме, и было бы не совсем профессионально решать свои задачи по выпуску коммуникабельного, открытого, готового разрешить любую трудность ребенка, за счет его сил, переживаний.

Свобода для детей проявляется в самостоятельном выборе действий. Образовательный стандарт позволяет детям в соответствии со своими желаниями не участвовать в непосредственно образовательной деятельности или деятельности осуществляемой в режимных моментах. И тут снова возникает вопрос «Поможет ли ФГОС ДО решить проблему современного воспитания?» Я считаю, что в наше время дети получают много свобод. И под словом «свобода» они понимают совершенно иное, чем мы взрослые. Им кажется, что они могут делать что угодно, как угодно и самое главное в сознании детей есть понимание того, что они защищены законом и все их действия правильны. Но, к сожалению, наши дети не знают, что такое ответственность за свои действия. Поэтому воспитателям, чтобы действовать в рамках образовательного стандарта, необходимо с яслей прививать детям чувство ответственности и результатом такой работы, по моему мнению, будут дети, умеющие осознанно совершать действия не только в рамках детского сада, но и дома.

С другой стороны нам спускают такой посыл для реализации ФГОС ДО «Сделай то - не знаю что и сделай так - не знаю как». Что я имею в виду, постараюсь объяснить. Согласно образовательному стандарту нам необходимо обеспечить предметно-развивающую среду, которая будет полифункциональная, вариативная, содержательно-насыщенна, трансформируема, доступна и безопасна. Все мы это знаем. Но тут появляется другая проблема, если два последних пункта: обеспечение доступной и безопасной среды, где-то полностью зависит от воспитателя, то остальные пункты должны реализовываться совместно с действиями заведующего детским садом, муниципальными органами, краевыми властями и наконец-то, государственными органами. В наше время всё сводится к тому, что воспитатели должны обеспечить и выполнить условия реализации ФГОС ДО, но как это сделать, если нас оставляют один на один с проблемами насыщаемости предметно-развивающей среды. Здесь я говорю о том, что финансирование со стороны государственных органов сведены к максимальному минимуму. Ни для кого не секрет, что, то обеспечение, которое имеется в наших детских садах сейчас, оставляет желать лучшего. И мы этого лучшего желаем и очень хотим работать в современных условиях с современной предметно-развивающей средой. К сожалению, так и остается производить попытки решения данной проблемы своими силами. Думаю, что все понимают, реализовывать федеральный государственный стандарт, было бы эффективнее и проще, если бы все структуры действовали сообща. В противном случае, у меня возникает вопрос «Зачем нам ФГОС ДО, если сплоченности в его реализации не видно?»

Что касается, родителей, то в концепции ФГОС ДО особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как главными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. Современные же родители приводят ребенка в детский сад с твердым убеждением того, что воспитатель и специалисты обязаны воспитать и обучить ребенка. При этом большинство родителей считает, что дошкольная организация должна предоставить весь спектр востребованных дополнительных образовательных услуг, чтобы не водить ребенка по вечерам в кружки, секции и т. п. Моё же мнение, что родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь. Ведь образовательный стандарт говорит нам о том, что семья и детский сад должны действовать вместе. Исходя из этого перед детским садом и воспитателем в частности, встает проблема взаимодействия с родителями. Я думаю, что в данном направлении придется еще долго работать, прежде чем мы получим себе родителей как союзников, а не просто заказчиков.

В завершении хочется сказать, надеюсь, что ФГОС позволит дошкольному образованию занять достойную первую ступень в системе образования России.

Публикации по теме:

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.

Механизм решения проблемы преемственности ДОУ и начальной школы в условиях ФГОС Необходимость преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Преемственность это двусторонний процесс,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС до "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в рамках решения задач ФГОС ДО"Студия «Народные игры нашего детства» с применением.

ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании - Кризис в системе образования в России на всех уровнях. - Несоответствие.

Конспект открытого занятия на тему «Составление и решение арифметических задач» «Составление и решение арифметических задач» Программное содержание Обучающие задачи: - закрепить умение составлять арифметические действия,.

Проблема внедрения новых ФГОС для технического профессионального образования Проблема внедрения новых ФГОС Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения открывает качественно.

Эссе «Я — педагог!» Эссе на тему: «Я-педагог!» Я работаю в системе образования тринадцать лет. В моем профессиональном опыте было много различных ситуаций,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Играть всю жизнь? А почему бы и нет! Наверно, поэтому я и выбрала самую интересную и замечательную профессию – профессию воспитателя. В.

Эссе «Экологическое образование детей дошкольного возраста как педагогическая проблема» В настоящее время система дошкольного образования испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают,.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «ФГОС дошкольного образования: решение проблем или проблема решения?»
Опубликовано: 2 мая 2016 в 09:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей...
«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло...
Фото отчёт: Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство»
Сегодня нас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению в школу. Так...
«Ягодки — в рот, а кустики с подоконника — в огород!» — фотоотчёт и заметка из жизни...
«Ягодки - в рот, а кустики с подоконника - в огород! » - фотоотчёт и заметка из жизни детей старшей группы. Автор: Кожанова Е. М, воспитатель в. к. к....
Неделя психологии в Детском саду №5 «Теремок»
Дошкольное детство — важный период развития и становления ребенка, именно в этот период происходит формирование здоровья ребенка, как физического, так и...
Конспект занятия по аппликации «Паук»
Программные задачи:Развивать у детей умения пользоваться ножницами, разрезать полоски на равные части и соединять с основным элементом аппликации;...