Лучший педагог года

Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга «Развитие творческих способностей у педагогов»

Ольга Осинина
Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга «Развитие творческих способностей у педагогов»

Занятие с элементами тренинга на тему :

«Развитие творческих способностей у педагогов»

Цель: развитие творческих способностей, гармонизация внутреннего состояния у педагогов.

Задачи:

1. Определение черт творческой личности и условий, способствующих проявлению творчества у педагогов.

2. Развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия средствами сказкотерапии, арттерапии.

Публикация «Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга „Развитие творческих способностей у педагогов“» размещена в разделах

3. Развитие творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.

4. Создание в группе атмосферы психологического комфорта.

Участники: педагоги ДОУ.

Общее время: 1,5 часа

Материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, ватман, краски, фломастеры, карандаши, мелки, журналы с картинками, ножницы, разные виды бумаги, пластилин, бросовый материал, клей, запись спокойной музыки.

Ход:

1. Упражнение-приветствие «Рифмовка» (5-7 минут)

Цель: установление эмоционального контакта среди участников группы, снятие эмоционального напряжения, настрой на предстоящую совместную работу, развитие творческих способностей, беглости мышления, развитие способности находить новые нестандартные (креативные) решения задач.

Участникам предлагается представиться и придумать шуточное двустишье к своему имени. Например, «меня зовут Рита – в огороде все полито».

Рефлексия.

Принятие правил работы на занятии (5 минут)

- действовать по принципу «здесь и теперь»;

- придерживаться принципа добровольной активности;

- позитивно относиться к себе и к другим;

- говорить только от своего имени;

- ценить свое время и каждого;

- придерживаться принципа конфиденциальности.

2. Информационное сообщение (15 минут)

Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку профессиональная деятельность любого педагога направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что не бывает двух одинаковых детей, и к каждому ребенку можно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества».

Поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, чтобы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребенке, что актуально в сфере внедрения ФГОС.

3. Упражнение «Мои ожидания» (5-7 минут)

Цель: определить ожидания всех участников от занятия.

Инструкция: закончить предложение «На сегодняшнее занятие я пришла для того, чтобы.»

Рефлексия.

4. Упражнение - ассоциация «Творчество – это (5 минут)

Цель: актуализировать представления участников о понятиях «творчество», «креативность», о необходимости развития творческих способностей у педагогов.

Инструкция: С чем у вас ассоциируется творчество? Назовите первое, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «творчество».

Информационное сообщение (продолжение). Итак, творчество - это практическая или теоретическая деятельность человека, во время которой появляются новые результаты: знания, решения, способы деятельности, материальные ценности. Творческие способности присущи каждому нормальному человеку, но их необходимо развивать. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – C.380].

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепке, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т. д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой. Реализуют свой творческий потенциал, по данным А. Маслоу, только 1% человечества. Причина – люди не знают своего потенциала.

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами. Креативность важна в любой сфере деятельности. Нестандартный подход и коммуникативные навыки помогают найти выход из самой сложной ситуации. Убедиться в вышесказанном нам поможет следующее упражнение.

5. Упражнение «Мое видение творческого воспитателя» (10 минут)

Цель: определить качества, характеризующие креативного воспитателя современного дошкольного учреждения.

Инструкция: участники делятся на 3 группы и получают задания:

1 группа: в течение 5 минут для каждой буквы в слове «творчество» подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого воспитателя дошкольного учреждения.

2 группа: назвать условия, способствующие развитию творческой личности в условиях ДОУ.

3 группа: назвать условия, мешающие проявлению творчества в ДОУ :

(После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает свою версию).

Т - толерантный, терпеливый…

В -волевой, веселый…

О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический.

Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный.

Ч - чуткий, честный, человечный…

Е - естественный…

С - самостоятельный, сознательный, смелый.

Т - тактичный, трудолюбивый.

В - великодушный, выдержанный…

О - общительный, обаятельный…

Рефлексия.

Информационное сообщение (продолжение)

Психологи выделяют следующие качества, свойственные творческой личности :

- оригинальность во всех сферах своей деятельности;

- способность к нестандартному решению вопросов;

- творческая фантазия, развитое воображение;

- специфические личностные качества (смелость, готовность к риску, оптимизм, энтузиазм, уверенность, сообразительность, интуитивное чувство нового и оригинального и др.)

Творческий человек пользуется популярностью, но ему нелегко войти в жизнь социальной группы. Творческая личность только тогда воспринимает общепринятые ценности, когда они совпадают с ее собственными.

Рассмотрим условия, способствующие развитию творческой личности :

- наличие эмоциональной, доброжелательной атмосферы в процессе выполнения любых творческих задач.

- наличие осознанного побуждения к творчеству (желание творить).

- создание творческой атмосферы, здорового морально-психологического климата в коллективе;

- закрепление в коллективе демократического стиля общения, свободы критики, творческих дискуссий;

- наличие свободного времени для самореализации личности воспитателя на досуге, повышение его общей культуры;

- своевременная положительная оценка деятельности воспитателя для развития у него чувства удовлетворения работой.

Условия, мешающие проявлению творчества :

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:

— несобранность, лень;

— незаинтересованность в работе;

— болезни;

— нестабильное психическое состояние;

— вредные привычки;

работа без режима;

— неумение организовать свое время;

— негативные качества характера и мышления.

Исследователи называют также внешние барьеры:

- неудобную среду (например, помещение);

-посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

- плохой психологический климат в коллективе;

-неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

- стереотипы мышления;

- страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

- страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

6. Упражнение «Сказочный вернисаж» (10 минут)

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить нестереотипно.

Инструкция: Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - не просто самый популярный фольклорный жанр, это волшебный источник, что дает вдохновение каждому творческому человеку.

Каждая группа по очереди вытаскивает из сундучка конверт с описанием знакомой всем сказки. Необходимо прочитать вслух это описание и отгадать, о какой сказке именно идет речь.

1. В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)

2. Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилье, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось покинуть незаконно занятую территорию. (Рукавичка)

3. Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. (Колобок.)

4. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуки влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)

Рефлексия. Легко вам было? Какие ощущения? Почему было трудно?

7. Упражнение «Креативный круг» (10 минут)

Цель: развитие оригинальности, гибкости и скорости мышления.

Слова: обувной шнурок, скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка, книга, носовой платок, шарф, палка, газета, табуретка.

Инструкция: участники встают в круг и ловя мяч, называют три непривычных способа использования предметов. Например: ручка (делать дырки вместо дырокола, чесать затылок, ручка как указка).

Рефлексия:

Какие ощущения? Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

О чем заставило задуматься это упражнение?

8. Упражнение «Деление на группы» (с помощью приемов социо-игровой технологии, 5 минут)

Инструкция: запомнить фразу на карточке, закрыть глаза и двигаясь по залу, произносить ее, до тех пор, пока не услышите точно такую же. Прислушиваясь друг к другу, таким образом, участники собираются в группы.

Фразы: «Свет мой, зеркальце, скажи…»; «Там русский дух, там Русью пахнет…»; «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…».

9. Медитация «Сказочный Дворец» (10 минут)

Цель: дать возможность расслабиться и сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, помочь обрести уверенность и творческий заряд.

Включается запись спокойной музыки, предлагается занять удобную позу, сидя на стуле.

Инструкция: «Закройте глаза… Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили много стран, познакомились с интересными людьми. И вот однажды вы ехали на через поле. Вокруг летали бабочки, пели птицы. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало вам, что очень важно именно туда поехать. И вы направились ко Дворцу. Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. И вы поняли, что здесь живет ваше Творчество. Вы идете по Дворцу легкой и уверенной походкой и находите то, что очень важно для вас. Возьмите это с собой, почувствуйте прилив энергии, бодрости. Теперь у вас есть заряд творчества и он останется с вами, когда вы вернетесь назад. А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Потихоньку открывайте глаза, возвращайтесь к нам».

10. Создание «Сказочной Страны» (коллаж, работа в группах, 15 минут).

Цель: развитие творческих способностей средствами арт-терапии.

Инструкция: участникам предлагается взять все то хорошее, что они нашли в путешествии и создать в группах Сказочную Страну с помощью предложенных материалов. Время на выполнение работы - 15 минут.

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства вы испытывали, когда создавали Страну?

- Было ли сложно включиться в общую деятельность?

- Хочется ли кому-то что-либо изменить? (Сделайте это)

- Удовлетворены ли вы своей работой?

- Желаю Вам запомнить это чувство и вспоминать его при выполнении трудной работы.

Итоговая рефлексия «Озеро эмоций» (5 минут)

Участники получают бумажные макеты цветов.

В центре цветка записывают свои впечатления от работы:

- Как я себя чувствовала в процессе работы

- Что взяла лично для себя, в профессиональную копилку?

- Какие упражнения вызвали больше всего эмоций?

- Ваши пожелания ведущей и участникам.

Лепестки цветов загибаются последовательно. Когда все участники озвучили свои впечатления, цветы аккуратно помещаются в поднос с водой. Все наблюдают, как «расцветают» эмоции и пожелания.

Литература:

1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009.

2. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999.

3. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2006.

4. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. – Науч. -метод. пособие. – Киев, 2016.

5. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Волгоград: Учитель, 2015.

6. https://www.psichologvsady.ru

Публикации по теме:

Cеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУCеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУ Cеминар с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков педагогов ДОУ Педагоги – психологи Мурзина О. П. Гончарук С. Ю. Цель тренинга:.

Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми» Цель: формировать у педагогов установку на толерантное поведение. Задачи: • Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием.

Консультация для педагогов по развитию художественно-творческих способностей в ИЗО у детей раннего возраста Видео Подружись с карандашом!Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают делать это раньше, чем говорить? Может быть, потому,.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» (2015) Формирование творческой личности.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью лэпбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 г. Челябинска» Консультация для педагогов.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие познавательных способностей в игре» Игровая деятельность имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников» ель мастер класса- Дать участникам мастер класса практические знания, об опытно- экспериментальной деятельности детей и возможности применения.

Практический семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я — педагог!» Практический семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Я — педагог!» Подготовила: педагог-психолог Зубова Я. В. 2016г. Участники.

Семинар практикум с элементами тренинга с педагогами «Развитие толерантных навыков педагогов ДОУ» Подготовили: педагоги – психологи Мурзина О. П. педагог - психолог Гончарук С. Ю. Цель: создание условий для формирования у педагогов навыков.

Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни»Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ «Толерантность в повседневной жизни» Семинар с элементами тренинга по формированию толерантности для педагогов ДОУ: «Толерантность в повседневной жизни» педагог-психолог Барашина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга «Развитие творческих способностей у педагогов»
Опубликовано: 14 марта 2018 в 23:44
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД