Епифанцева Ирина
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Царица-водица»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Царица-водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
4. Научить детей исследовать жидкие тела в разных их состояниях.
5. Через игры и опыта научить детей определять физические свойства воды.
6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
8. Продолжать учить любоваться красотой природы.
9. Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух).
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, ёмкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинки, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, формочки со льдом, термос с горячей водой, зеркало, аудиозапись «Вода», кувшин с водой.
Методы и приё мы:
Организационный момент
Художественное слово
Уточнения, опросы, игровые приёмы.
Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
Опыты и эксперименты, как повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия
1 часть: Вводная
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
2 часть: Опыты
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую баночку и наполним ее водой. Перельём эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля и влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Затем предложить одному ребенку в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Какого цвета вода? Возьмём два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
Физкультминутка: «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке. (плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (потягивания-руки вверх и в стороны).
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей).
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
«Фильтрование воды».
Для опыта нам понадобятся чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.
Что происходит? (вода очищается)
Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остаётся на фильтре).
Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой. Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет) Почему? (потому, что в пищу употреблять только кипяченую воду).
«Различные состояния воды»
- Ребята, сейчас я вам что-то раздам (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь.)
- Скажите, что это? (лед).
- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный).
- Подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду).
- Исходя из этого, что можно сказать про лёд? (Лёд - это замороженная вода.)
- Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)
- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идёт пар.)
-Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)
-Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)
- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идёт из кипящего чайника).
- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)
- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)
Вывод. Вода может находиться в трё х состояниях:
Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
Жидкая – это обычная вода.
Воспитатель предлагает детям речевую игру.
«Вода – это…»
Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.
Приведё м пример: «Для растений вода – это…»
«Для людей вода – это…» варианты ответов.
Итог занятия :
При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.