Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ в подготовительной логопедической группе

Светлана Азарова
Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ в подготовительной логопедической группе

Программное содержание: развивать у детей связную речь; продолжать учить составлять рассказы на заданную тему, пересказывать их; формировать у детей умение составлять распространенные предложения с заданными словами; развивать логическое мышление, воображение; закрепить знания об изменениях происходящих весной в природе.

Словарная работа: дубрава, проталины, детеныши, ручьи, подснежники, яркое, пригревает, линяют, вьют, расцвели, набухают, раскрываются, пускают.

Наглядные материалы. Демонстрационный материал: Незнайка (игрушка би-ба-бо); системный оператор, нарисованный на ватмане; карточки для системного оператора с изображением леса, частей дерева, желудя, кассета.

Раздаточный материал: карточки с изображением различных признаков весны (деревья с молодыми листьями, животные с детенышами, солнце, проталины, лес, гнездо, птиц, кораблики, доктор Пилюлькин, заяц и белка зимой, заяц и белка летом, берлога, медведь).

Предварительная работа: работа с системным оператором, наблюдения на прогулке.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Я не вижу здесь еще одного гостя. Вчера вечером он мне позвонил и сказал, что ему срочно нужна наша помощь.

Раздается стук в дверь. Появляется Незнайка (кукла би-ба-бо) с большим конвертом.

Незнайка. Здравствуйте, еле до вас добрался.

Воспитатель. Здравствуй Незнайка. Что у тебя случилось? Ты чего такой взволнованный?

Незнайка. Сейчас все расскажу. Вы же знаете моих друзей, Знайку и доктора Пилюлькина?

Дети. Да!

Незнайка. Они поехали путешествовать в страну Фантазий и из города Загадок прислали мне письмо (достает из конверта письмо). В этом письме, ничего понять невозможно, сплошные загадки. Я им академик что ли! И тут я вспомнил про ваш детский сад. Уж ваши ребята – дошколята наверняка умеют любые загадки разгадывать.

Воспитатель. Тут ты не ошибся. (Воспитатель читает письмо). «Здравствуй, Незнайка, у нас все прекрасно. Путешествуя по стране Фантазий, мы остановились на несколько дней в городе Загадок. И решили написать тебе письмо. Здесь недавно наступило очередное время года (Какое угадай сам). Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?»

Дети. Весной.

Воспитатель. Незнайка, это же очень легкая загадка.

Незнайка. А что такое весна? Я не знаю.

Воспитатель. Ребята, давайте объясним Незнайке, что такое весна.

Дети. Весна - это время года. (Перечисляют приметы весны).

Воспитатель. Незнайка, ты все запомнил? Весна это время года. Неужели у вас в Цветочном городе нет весны?

Незнайка. Нет. У нас всегда лето. А что хорошего в вашей весне?

Д/и «Хорошо – плохо».

Незнайка. Мне кажется, теперь я все узнал про весну.

Тогда давай читать дальше. «Недавно я и доктор Пилюлькин гуляли в чудесном лесу, в котором росло много …» Дальше опять загадка, на этот раз нарисованная.

На мольберт выставляется системный оператор. В верхней центральной клетке нарисованы деревья и написано лес. В нижней центральной клетке нарисованы части дерева.

Воспитатель. С такой таблицей мы знакомы. Но здесь не все карточки,

нам придется угадать, что же было изображено в центральной клетке.

Дети. Дерево.

Воспитатель. Какое дерево?

Дети. Выдвигают предположения.

Незнайка. Здесь есть еще одна карточка.

Воспитатель достает карточку с изображением желудя, и прикрепляет ее в левый центральный квадрат системного оператора.

Воспитатель. А теперь, мы можем сказать, о каком дереве идет речь?

Дети. О дубе.

Воспитатель. Как называется лес, в котором много дубов?

Дети. Такой лес называется дубовая роща, дубрава.

Воспитатель. Как хорошо весной в дубраве. Давайте с вами немного пофантазируем и представим, что мы в весеннем лесу. Светит ласковое весеннее солнышко, щебечут птички.

Физкультминутка.

Тепло весеннее пришло,

(поглаживаем ладонями себя по груди)

Все ожило и расцвело,

(из пальцев рук делаем воображаемый бутон цветка)

Но только утром рано

(потягиваемся и зеваем)

Морозить что-то стало.

(обхватываем туловище руками)

Покрыта инеем трава,

(совершаем движение вниз ладонями рук)

Седою она стала

(поглаживаем себя по голове)

Внутри, как прежде зелена,

(прикрываем ладонью указательный палец правой руки)

Но от зимы устала.

(опускаем плечи и руки, немного наклоняемся)

Вот солнце жаркое взошло.

(Руки поднимаем вверх, разводим)

И травке стало вновь тепло.

(руки выставляем вперед, ладони направляем вверх, приподнимаем голову вверх)

Дети садятся за парты.

Воспитатель. (Читает письмо). «Про этот лес я написал чудесный рассказ. Каждое предложение зашифровано в двух картинках. Попробуй, восстанови весь рассказ.»

Да, это сложная задача, но ты не переживай, мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Игра «Составь предложение». Воспитатель показывает детям две карточки, на которых изображены какие-либо признаки весны (проталины –лес; проталина – подснежник; гнездо – птицы; животные – детеныши животных; Пилюлькин – кораблик из бумаги и т. д., на каждую пару дети придумывают предложение. Каждое предложение записывается на магнитофон.

Воспитатель. Ну вот, Незнайка, мы расшифровали рассказ, и даже записали его на кассету. Хочешь послушать?

Незнайка. Конечно!

Прослушивается запись. Воспитатель отдает кассету Незнайке.

Воспитатель. Ребята, а вы запомнили рассказ?

Дети. Да!

Воспитатель. А кто попробует пересказать?

Пересказывают рассказ один – два ребенка (по желанию, пары картинок выставляются по порядку на наборном полотне.

Незнайка. Большое спасибо, но мне уже пора. Вы мне очень помогли. Эх, как только приеду домой, такое письмо Знайке-зазнайке напишу, таких загадок ему назагадываю! Чуть не забыл, я же вам в подарок книгу привез про меня и моих друзей.

До свидания!

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития связной речиДидактические игры для развития связной речи Представляю Вашему вниманию игры для развития связной речи «Собери картинку» Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение,.

Развивающая игра «Маленькие слова»Развивающая игра «Маленькие слова» .

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 5 января 2013 в 18:41
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
Лэпбук «Времена года» двусторонний. Мастер-класс.
Лэпбук давно "привлёк" моё пристальное внимание к себе, но я не решалась браться за его изготовление по ряду причин. Во-первых, никак не могла...
Фотоотчёт «Птицы зимой»
Вот и наступила долгожданная зима. Дети с удовольствием лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки, любуются зимним одеянием деревьев. Так же...