МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию «Тропами Лукоморья» для детей старшей группы

Елена Михайлова
Конспект занятия по речевому развитию «Тропами Лукоморья» для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

(ясли-сад) № 11 «Жемчужинка»

муниципального образования городской округ Красноперекопск

Республики Крым

Конспект занятия по речевому развитию

на тему: «Тропами Лукоморья»

для детей старшей группы

Подготовила:

Воспитатель

Е. А. Михайлова

Красноперекопск, 2018 г.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Тропами Лукоморья“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Цель: расширять представления детей о творчестве А. С. Пушкина.

Задачи

Образовательные :

1. Учить детей понимать красоту и силу русского языка, использовать в ответах фразеологические обороты автора.

2. Закреплять знания о сказках А. С. Пушкина.

3. Формировать умение четко и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

4. Расширять лексический запас.

Развивающие :

1. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.

2. Развивать творческие способности, память, воображение, фонематический слух.

3. Продолжать закреплять навыки монологической и диалогической форм речи.

4. Приобщать к овладению грамматическими нормами русской речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес и любовь к творчеству А. С. Пушкина.

2. Способствовать развитию нравственных качеств, присущих поэту.

3. Продолжать формировать интерес к поэтическому слову, любовь к сказкам Пушкина.

Словарь: ветхая, невод, терем, невод, землянка, рифма, поэт, перо.

Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, фрагмента русской народной песни «Во саду ли, в огороде», просмотр мультфильмов, иллюстраций, репродукций картин русских художников-иллюстраторов. Беседа о творчестве поэта.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина,макет пера, макет дуба, вырезанные из картона листья дуба зеленого, светло-зеленого и темно-зеленого цвета, парные предметные картинки, фишки и буквы для звуко-буквенного анализа слов, сюжетные картинки к сказке «…о рыбаке и рыбке», самодельная книга, составленная из рисунков детей к сказкам А. С. Пушкина, костюм кота, аудиозаписи.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное, увлекательное путешествие. Но сначала я предлагаю отгадать загадку. О ком она?

Загадка. В стихах он сказки написал,

Отечества был сын достойный,

Его читают стар и мал,

В строках его –Руси раздолье;

И злой кудесник-Черномор,

И с цепью дуб, и Золотая рыбка!

Не догадались до сих пор?

Ответьте дружно, без ошибки,

Чьи сказки удивляют свет,

Кто гениальный тот поэт?

Дети. Поэт Пушкин!

Воспитатель. Верно, ребята; это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. И сегодня мы отправимся по неизведанным дорожкам и тропам Лукоморья в мир его чудесных сказок.

(Звучит мелодия к телепередаче «В гостях у сказки»; воспитатель обращает внимание на перо, лежащее на столе). Чудеса начинаются… гусиное перо? Как оно оказалось на моем столе? Это не просто так! Дети, может, вы догадаетесь, какое отношение перо имеет к Пушкину, его творчеству?

Дети. Давным-давно люди перьями писали; и Пушкин писал стихи, сказки.

Восп. Что-то под пером есть: свиток. Прочтем, что здесь написано… Дети, это загадка. Послушайте и отгадайте.

Загадка. День и ночь, как заведенный,

По цепи златой кругом

Ходит этот зверь ученый,

Знаешь, речь идёт о ком?

( Дети отгадывают: кот)

(Появляется Кот ученый-ребенок в костюме кота)

Кот. М-м-ррр! М-м-ррр! Это вы обо мне? Кто вы такие, и чего вам надобно в моем Лукоморье?

Восп. Уважаемый Кот! Мы с ребятами очень любим сказки А. С. Пушкина, многие из них читали и хотим пройти по сказочным тропам Лукоморья, еще раз попасть в этот прекрасный мир.

Кот. Вы же знаете, я не простой кот, я- Кот Ученый. И по заповедным тропам просто так никого не вожу. Могу вам показать Лукоморье, если поможете мне и выполните мои задания!

Восп. Чем мы можем тебе помочь?

Кот. Крона моего знаменитого дуба поредела, листья разлетелись по всему Лукоморью, и ребята могут вернуть ему листочки, правильно выполнив задания.

Восп. Что в твоем «волшебном» мешочке, любезный Кот? Кот. Листочки дуба, которые я собрал, когда бродил по неведомым дорожкам.

Восп. Ребята, они все зеленые, но разные оттенки этого цвета: зелёный, светло-зеленый, зеленый изумрудный. Можно разделиться на звенья, а сделаем это, выбрав лист определенного оттенка. (Дети тянут жребий-разноцветные дубовые листочки; делятся на звенья соответственно цветовым оттенкам). Если задания будут выполнены правильно, эти листья вернем на ветви дуба. А твои задания, Кот, написаны этим чудесным пером.

Перо-перышко, спеши,

Первое здание опиши…

Задание 1. «Словесные «заморочки». Необходимо найти картинку с изображением второго значения слова (омонима).

«…ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук…»

Из какой сказки Пушкина эта строка? («Сказка о царе Салтане…») Найдите нужную пару картинок с изображением слов: «лук», «коса», «ключ» (На разных столах дети каждого звена находят необходимые парные картинки с изображением ключа (родника)-ключа; лука-оружия-лука-овоща; косы-прически-косы-орудия труда). Педагог уточняет значение этих слов в данном контексте).

Восп. Молодцы, вы успешно справились, первые несколько листьев снова на ветвях, а следующее задание такое. Вот что пишет чудесное перо…

Задание 2. «Выполните звуко-буквенный анализ слов: «лук», «дубок», «косы». (Дети делают задания за столами по звеньям дифференцированно. Листья крепятся на макет дуба после выполнения задания).

Восп. Перо-перышко спеши,

Новое задание напиши…

Дети, наше чудесное перо дает очередное задание. Нужно назвать одним словом описанные предметы. Каждое звено отвечает на адресованный ему вопрос. Как называется в сказках Александра Сергеевича:

1. Большая сеть для рыбной ловли (невод) 2. Длинная емкость из дерева для стирки одежды (корыто) 3. Бревенчатый резной дом с высоким крыльцом и узорчатыми ставнями (терем) 4. Как называется жилище, вырытое в земле (землянка)

Восп. И это задание выполнено успешно, поэтому опять возвращаем листочки на крону дуба.

Сколько прекрасных строк вышло из-под пера поэтов. А вы, ребята, хотите попробовать себя в роли поэта? И наше волшебное перышко задает еще одно задание.

Чтобы складно стихи сочинять,

Надо рифмы уметь подбирать…

Задание 3. «Подбери рифму» (каждое звено поочередно подбирает рифму к данному слову).

Бочка - … (кочка, точка, дочка);

Крыльцо - … (кольцо, письмецо);

Гребешок - … (петушок, пастушок);

Кот - (бегемот, рот, крот);

Трава - … (дрова, мурава, голова);

Ложка - … (дорожка, окошко, поварешка);

Корона - … (ворона) ;

Утка - … (шутка, прибаутка);

Дубок- … (грибок, урок, свисток)

Молодцы, и с этим не простым заданием вы успешно справились. Может быть, кто-то из вас станет настоящим поэтом. (Включается звукозапись р. н. песни «Во саду ли, в огороде».

Восп. Ребятушки, не пора ли нам отдохнуть-поплясать, молодые ножки поразмять?

Физминутка - хоровод в современной музыкальной оранжировке. Дети выполняют в кругу музыкально-ритмические движения.

Восп. Немного отдохнули, но наше путешествие еще не закончено. На чудесном дубе листьев становится все больше, а крона его всё гуще. Но вот что я нашла около дуба… Интересно, как это яблоко там оказалось? Может, о нем говорится в сказке Пушкина? Вы напомните, в какой? (ответ детей : «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Правильно. А у нашего волшебного пера еще одно задание.

Задание 4. Нужно точно и полно ответить на вопросы, которые есть в сказках Александра Сергеевича.

1. Из-за чего уснула одна молодая царевна? Кто принес ей яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»);

2. С помощью какого предмета одна царица узнавала о своей красоте? Как называется эта сказка? («Сказка о мертвой царевне…») ;

3. Кого подарил мудрец царю Додону? (золотого петушка); как называется сказка( «Сказка о золотом петушке»);

4. С кем пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику? (работник Балда соревновался с бесенком; «Сказка о попе и о работнике его Балде») ;

5. Кто, и в какой сказке исполнял желания бедного старика? (золотая рыбка; «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Восп. Дети, скоро наше путешествие закончится, но еще не все листики шелестят на дубе. Где же перо? (Перо лежит у ствола дуба). Идите-ка сюда! Что же написано на свитке? Дети, необходимо выполнить последнее задание нашего Ученого кота. И вот какое. Перед вами на столах сюжетные картинки с изображением эпизодов знакомой пушкинской сказки. Вам необходимо расположить эти картинки в том порядке, в каком происходят события, и конечно, дать точное название этой сказки.

Задание 5. «Расположи картинки по порядку».(Дети выполняют задание по звеньям)

Воспитатель. Ну,вот…Теперь все задания ребята выполнили успешно, и листочки опять дружно шелестят на ветвях дуба, в знак благодарности. Кот. Да, спасибо вам, ребята. А еще я увидел, что вы любите сказки А. С. Пушкина и хорошо их знаете. И у меня есть для вас сюрприз, надеюсь, он вам понравится (Кот вручает детям самодельную книгу)

Восп. Дети, это книга, но она не простая, составлена из ваших рисунков-иллюстраций по сказкам Александра Сергеевича. Мы поместим ее в наш уголок книги. А завершить наше сегодняшнее занятие-путешествие своими стихотворными строчками.

Мы Пушкина читаем с детства.

И не найти другого средства,

Благодаря чему правдиво, тонко

Звучат аккорды речи звонко-

К родным истокам приобщил,

Нам чудо - сказки подарил!

Публикации по теме:

Конспект НОД для старшей группы по речевому развитию «Путешествие в сказочный мир Корнея Ивановича Чуковского» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Дюймовочка» г. Дигора РСО-Алания. Конспект НОД для старшей.

Конспект ОД для детей подготовительной группы «У лукоморья дуб зеленый»Конспект ОД для детей подготовительной группы «У лукоморья дуб зеленый» Цели: Развивать творческие способности и эстетические чувства передачей художественного образа картины (панно, используя различные техники:.

Конспект ООД по познавательному и речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну Смехоманию» Задачи: 1. Образовательные: -закреплять знания детей о видах транспорта, названия профессий людей, управляющими разными видами транспорта;.

Конспект открытой НОД по познавательно-речевому развитию «Транспорт» для детей старшей группы Конспект открытой НОД по познавательно – речевому развитию по теме: «Транспорт» Старшая группа. Воспитатель МБДОУ детского сада № 18.

Конспект занятия по речевому развитию «Кораблик» для детей второй младшей группы Цели: - познакомить детей со стихотворением А. Барто «Кораблик» -вызвать интерес и желание самостоятельно изготовить кораблик, научить детей.

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей подготовительной группы «Вновь зима пришла» Конспект занятия познавательного и речевого развития детей подготовительной группы Тема: “Вновь зима пришла к нам” Программное содержание:.

КВН по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказке» Цель: вызывать у детей радостные переживания от совместной игры, закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в сказочный зимний лес» для старшей группы государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа «Гармония» п. г. т. Безенчук муниципального района.

Конспект занятия по речевому развитию для первой младшей группы «Путешествие в лес» Итоговое занятие по ДО «Играем- речь развиваем». ОО «Речевое развитие» 1-ая младшая группа «Путешествие в лес» Цель: Развивать речь детей.

Конспект занятия по речевому развитию детей ясельной группы Данное мероприятие направленно на развитие речи, социализации, расширении знаний об окружающем мире детей ясельного возраста. У малышей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Тропами Лукоморья» для детей старшей группы
Опубликовано: 25 июня 2018 в 12:13
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД