Татьяна Ляшенко
Занятие по экспериментальной деятельности на тему «Воздух»
Задачи: Дать представление, что воздух есть вокруг и внутри нас.
- подвести к пониманию о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидимый, легкий, не имеет запаха)
- способствовать овладению способами обнаружения воздуха
- формировать у детей познавательного интереса
- учить работать индивидуально вовремя опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность
Воспитательные:
-воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор
Бережное отношение к окружающей среде.
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности на тему „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей войти в группу и поздороваться с гостями.
Воспитатель: Дети давайте наших гостей согреем своими улыбками.
А давайте с вами поздороваемся друг с другом по необычному:
Сначала ручками, потом коленками, затем плечиками и т. д
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Снами рядом каждый час,
Но не видим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: правильно, это воздух!
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория?
Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать правила:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать друг другу.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило№5. Помни некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Наша лаборатория не простая. А чуточку волшебная и чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за мной:
Хлопни, топни, повернись
Ив учёных превратись!
Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Помашите руками что чувствуете?
Дети: ничего, не видим.
Воспитатель6Если мы его не видим, то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель: Я тоже воздух не вижу, но знаю, что он вокруг нас!
А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Давайте пройдем в нашу лабораторию.
1 Опыт.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.
Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Значит воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
- Ребята, а как вы думаете, внутри нас воздух есть? Давайте проверим?
2. Опыт
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Значит, воздух есть в нутре нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но что бы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Молодцы!
3 Опыт
Воспитатель: Послушайте загадку.
Зонтик есть весь белый-белый,
Я большой и очень смелый,
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю.
Дети: Парашют.
Воспитатель: Вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают).
А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?
Дети: Парашют.
Воспитатель: А почему парашют не падает вниз, а плавно летит?
Дети: Потому что он наполнен воздухом.
Воспитатель: Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани.
Она какая? Легкая, воздушная, воздуху послушная.
Давайте тоже сделаем парашют (воспитатель предлагает стать в круг и взяться закрая ткани)
Игра с воздухом «парашют»
Дружно мы все встали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за ткань)
Друг за другом мы идём
парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки, в, верх мы поднимаем (поднимают руки)
парашют мы надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол)
Воспитатель: понравилось вам играть с воздухом?
А как все люди дышат?
Дети: Носами!
3 Опыт.
Воспитатель: Давайте покажем ка к дышат наши носики (дышат)когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да
Воспитатель: Вы заметили, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревья. И мы говорили, что они качаются от ветра. Откуда же ветер появится тут сейчас? Хотите устроить ветер? Давайте возьмем веера и помашем ими.
Игра с корабликами.
В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Воспитатель: Давайте устроим тихий, легкий ветерок. А теперь ветер подул сильнее, ещё сильнее. Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
4 Опыт
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, и хотя сам воздух запаха не имеет. А для чего нам нужен воздух? (ответы детей).
5 Опыт
Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
А сейчас нам пора, превратится в из ученых опять в ребят.
Повторяйте за мной: Хлопни, топни, повернись
И в детишек превратись!
Рассматриваем картинки и закрепляем знания о воздухе :
Воздух бесцветный, поэтому мы его невидим.
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух находится внутри людей;
Ветер- это движение воздуха.
Без воздуха ничего живое не может жить.