Папки-передвижки

«Устное народное творчество». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Елена Сафьянникова
«Устное народное творчество». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

МБДОУ «Солнышко».

Конспект занятия на тему :

«Устное народное творчество – потешки, небылицы, считалочки.»

Старшая группа.

Подготовила :

Е. А. Сафьянникова.

П. Усть-Баргузин.

2014 г.

Публикация «„Устное народное творчество“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; познакомить с новой считалкой, развивать умение практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству; активизировать словарь детей, развивать речь детей.

Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками практического использования считалки в игре.

Словарная работа; небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки. Атрибуты для оформления деревенской избы, кроватка, кукла. Магниты.

Предварительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Содержание деятельности.

Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.

- В каких сказках живут эти герои?

- Почему эти сказки называются русские народные?

- Как они появились? (рассуждения детей).

- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала : в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

- Какие у вас любимые сказки?

- Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите на столе отгадку – картинку.

1. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

2. Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк.

Очень страшный …. (волк) .

3. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь).

4. Рыжая плутовка

Обманывает ловко

Её боится мышка

И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт. (лиса).

(показ воспитателем картинки Колобка)

- Персонажи какой сказки к нам пришли в гости? Правильно – «Колобок».

- Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говоря «русские народные».

- А ещё на Руси всегда любили песни. Особенно дети любят колыбельные песенки.

- А вам мамы и бабушки поют такие песни? (ответы детей. Предложить детям спеть).

- Но не только песни поются колыбельные, рассказывали ещё прибаюкивая и успокаивая детей.

(ребёнок рассказывает и укачивает куклу)

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Тёмна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Тоню не пугай!

- Наш народ очень любит петь, но кроме колыбельных песен, были ещё и хороводные песни.

Воспитатель зовёт всех встать в хоровод «В хороводе были мы.». Но для выбора девочки – водящей в хороводе, предлагает ребёнку посчитать считалкой.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей –

Не задерживай

Добрых и честных людей!

Хоровод «В хороводе были мы».

1. В хороводе были мы.

Были мы, были мы.

2. Кого надо видели,

Видели, видели.

3. Красавицу девицу,

Девицу, девицу.

4. Встань, девица, подбодрись,

Подбодрись, подбодрись.

5. Вправо, влево повернись,

Повернись, повернись.

6. Ну-ка, ну-ка, потанцуй,

Потанцуй, потанцуй.

7. Кого хочешь поцелуй,

Поцелуй, поцелуй.

После хоровода, воспитатель предлагает детям обратить внимание на стенд (магнитную доску, на которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

- Кто вспомнил потешки, прочтите их.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка.

В лапке хворостинка.

- Кисонька- мурысонька,

Откуда ты пришла?

- Целый день я, кисонька,

Гусят посла.

У кота – воркота

Не закрыты ворота.

Не закрыты ворота

Для честного народа.

Проходи, народ, в огород.

И мы придём,

Лебеды нарвём

Да наварим кашки

Для весёлой пташки

А когда осока

Вырастёт высоко,

Мы у самой реки

Посрезаем стебельки

Да сплетём лукошко

Для тебя, Тимошка.

- Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (чтобы развлекать, потешать детей.)

- А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте. Дети, на Руси, часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает.

- Послушайте.

Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

- Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и небылицы. Всё это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал, творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

В завершение воспитатель предлагает исполнить песню.

«У нас нынче субботея.»

1. У нас нынче субботея!

У нас нынче субботея!

Барыня ты моя, сударыня ты моя, субботея!

Барыня ты моя, сударыня ты моя, субботея!

2. А назавтра воскресенье.

А назавтра воскресенье.

Барыня ты моя, сударыня ты моя, воскресенье!

Барыня ты моя, сударыня ты моя, воскресенье!

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Устное народное творчество». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 09:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД