Лучший педагог года

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой.

Надежда Прокопкина
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой.

Программное содержание: Формировать целостное восприятие художественного текста; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;

дать понятие: основные литературные жанры и малые фольклорные формы;

упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Публикация «Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой,» размещена в разделах

Предварительная работа: Заучивание загадок занятию загадка о зайце индивидуально); повторение значения литературных жанров; проговаривание и заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, чистоговорок; чтение сказок, рассказов, стихотворений; драматизация сказок.

Материал к занятию :

Для воспитателя:

1. Игрушка зайчик;

2. Иллюстрации к сказке;

3. Две шапочки «зайца»;

4. Портрет писателя Мамина- Сибиряка.

Для детей:

1. Альбомный лист;

2. Графитный карандаш.

Ход занятия.

1. Организация детей.

Вступительная беседа.

-Сегодня на занятии мы познакомимся с ещё одной сказкой, но сначала давайте вспомним: «Какие литературные жанры вы знаете

(басня, сказка, рассказ, стихотворение, поговорки, пословицы, скороговорки, песенки).

-Назовите знакомые поговорки, пословицы.

(1. При солнышке тепло, при матери добро.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

3. Знай больше, а говори меньше.

4. Семеро одного не ждут.

5. Не умеешь шить золотом, так бей молотом. И др.)

-Вспомните скороговорки.

(1. На горе дубы, под горой грибы.

2. Хорош пирожок, внутри творожок.

3. Прохор и Пахом ехали верхом.

4. У осы не усы, не усищи, а усики.

5. Ест киска суп из миски,

Сыта киска, пуста миска.

6. Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос,

На подносе Валерка мне тарелку принёс. И др.

-Уточняю знания детей о жанровых особенностях.

1. Что такое сказка?

(Сказка-это выдумка, где животные разговаривают, одеваются в одежды; происходят сказочные превращения. В сказке помогают героям животные. Добро побеждает зло. В сказке есть начало (зачин) и конец.)

2. Что такое рассказ?

(В рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, случилось в жизни или могло бы случиться. В рассказе нет сказочных выражений.)

3. Что такое стихотворение?

(Литературное произведение написанное в стихотворной форме).

4. Что такое басня?

(Это короткая поучительная история. В басне говорится о животных, подразумеваются люди.)

-Запомните, ребята! Сказка, рассказ, стихотворение и басня-это основные литературные жанры. А все остальные жанры относятся к малым фольклорным формам.

-А теперь назовите сказки о животных и волшебные сказки.

(Конёк-Горбунок, Сивка-Бурка, Кот в сапогах, Крошечка Хаврошечка, Царевна лягушка, Сказка о рыбаке и рыбке).

2. Основная часть.

Загадка: Что за зверь лесной встал как столб перед сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы (заяц).

-Назовите сказки, в которых одним из персонажей является заяц?

(Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка и др.)

-Каким показан заяц в этих сказках?

(В этих сказках заяц показан слабым, трусливым, пугливым.)

-А теперь послушайте новую «Сказку про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».Написал её писатель Мамин- Сибиряк.

1. Показ фотопортрета автора;

2. Чтение сказки;

3. Беседа по содержанию:

-Каким показан заяц, когда он был маленьким?

(когда заяц был маленьким он был трусливым. («Родился заяц в лесу и всего боялся»).

-Что решил заяц когда вырос?

(Он решил, что больше не будет никого бояться. Залез на пенёк и стал кричать об этом на весь лес).

-Расскажите, как хвастался заяц и как слушали его другие зайцы?

(Сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи.)

-Обратите внимание, что в сказке сказано разными словами, как собирались зайцы на поляну: сбежались- молодые зайчата,

приплелись- старые зайчихи.

-Подумайте, почему так сказал писатель?

(Старые зайцы не могут быстро бегать –они приплелись, а молодые зайцы шустрые, резвые и бегают они быстро- они сбежались.)

-Как вы думаете, какими словами можно сказать, как шли на поляну взрослые зайцы?

(Взрослые зайцы шли на поляну важно, солидно, неспеша.)

-Забрался заяц на пенёк и стал хвастаться своей храбростью, а что же произошло дальше?

(Другие зайцы не видели, а заяц- хвастун заметил волка и со страху подпрыгнул вверх, как мячик и упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе, а потом задал такого стрекача, что кажется был готов выпрыгнуть из собственной кожи).

-А что в это время делал волк?

(Он бежал в другую сторону. Когда заяц упал ему на лоб, волку показалось, что в него кто то выстрелил. Он убежал.)

-Где нашли зайца-хвастуна?

(Он лежал в ямке под кустом, еле жив от страха. Он услышал, что про него зайцы говорят и сам поверил, что никого не боится.)

-Можно ли сказать, что заяц в конце сказки стал храбрым?

(Нет. Потому что он со страха упал волку на лоб.)

3. Физкультурная минутка.

Зайцы скачут скок-скок-скок

Да на беленький снежок

Приседают слушают, не идёт ли волк?

Раз- согнуться, разогнуться,

Два- нагнуться, потянуться,

Три- в ладоши три хлопка.

Головою- три кивка!

На четыре- руки шире!

Пять, шесть- тихо сесть!

4. Упражнение «Как ты понимаешь это выражение?».

1. «Ушла душа в пятки.» (Испугался)

2. «Задал стрекача.» (Очень быстро убежал.)

3. «Выбился из сил.» (Устал, нет сил.)

4. «Задрать нос.» (Гордиться собой)

-Составьте предложения с этими выражениями.

( например: «Я так испугался большого паука, что душа ушла в пятки.»

«Играя в догонялки я так долго и быстро бегал, что выбился из сил.» и др.)

5. Игра- пантомима: «На что похоже?».

Один ребёнок изображает хвастливого зайца, а другой- перепуганного, трусливого.)

-Какого по характеру зайца показал Павлик?Аня?

6. Самостоятельная работа детей. (Дети изображают на своих листах разнохарактерных зайцев.

7. Итог.

-Что нового узнали на занятии?

-С каким произведением познакомились?

-Кто автор сказки?

-Что понравилось на занятии больше всего?

-На занятии все работали хорошо, старались. Узнали много нового, многое повторили. Все молодцы!Всем спасибо!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Перспективный план по разделу программы «Ознакомление с художественной литературой» для детей средней группы с ЗПР, ЗРР. Перспективный план по разделу программы «Ознакомление с художественной литературой» для детей средней группы с ЗПР, ЗРР (По программе М. А. Васильевой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой.
Опубликовано: 10 декабря 2012 в 13:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД