МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Как появился календарь»

Анна Абрамова
Конспект занятия в старшей группе «Как появился календарь»

Занятие в старшей группе

Тема: «Как появился календарь»

Занятие в старшей группе на тему «Как появился календарь»

Цель: познакомить детей с историей возникновения календаря; рассказать о разных видах календарей и показать их; вызвать у детей стремление планировать свою жизни (отдельные мероприятия) по календарю; актуализировать знания детей о временах года.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Как появился календарь“» размещена в разделах

Материал: разные виды календарей текущего года; схема времен года для совместной работы с детьми.

Ход занятия

Педагог продолжает тему предшествующего занятия об исчислении времени и появлении часов. Он рассказывает еще об одной форме отсчета времени, найденной человеком.

1. Беседа с детьми о том, что такое календарь, какие есть календари.

2. Рассказ о том, как устроен классический календарь и что в нем отображается.

3. Разделение года на сезоны, месяца, недели и дни.

4. Составление календаря времен года с повторением особенностей каждого сезона и стихов о каждом месяце.

Рассказ:

1. С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры.

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы : "Какое сегодня число?", "Какой день недели?", "Когда произошло то или иное событие?" и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

2. Основой любого календаря служат длительные промежутки времени, определяемые по периодическим явлениям природы – смене лунных фаз и смене сезонов года.

В результате попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей :

лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны;

солнечные, в которых стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе;

лунно-солнечные, в которых хотели согласовать и то и другое.

Каждый календарь обязан установить определенный порядок счета дней (суток, число суток в длительных периодах времени и указать начало счета самих периодов. Первая задача не вызывает затруднений, третья решается тоже решается просто, т. к. за начало счета можно принять любое реальное или мифическое событие. Вторая задача решалась бы легко, если бы период смены лунных фаз, называемых лунным месяцем, итропический год (период смены сезонов года) содержали в точности целое число суток. Но все три периода несоизмеримы между собой

Календарь – определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово “календарь” произошло от латинских слов “саleo” - провозглашать и “саlendarium” - долговая книга.

Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

Первый лунный календарь появился в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне. Тогда же была введена и семидневная неделя. Это “священное” число чрезвычайно вдохновляло жрецов, которые знали на небе 7 ярких “божественных” светил: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый день семидневки можно было посвятить одному из небесных светил.

Это казалось особенно важным и символическим. Обычай измерять время семидневной неделей стал у многих древних народов.

Классификация видов современных календарей

Классификация календарей по размеру :

- карманные;

- настольные;

-настенные;

-перекидные;

-плакатные.

Классификация календарей по содержанию информации:

-профессиональные (учительские, бухгалтерские, медицинские)

-исторические;

-производственные;

-календари знаменательных дат;

-православные;

-календари рыболова;

-рекламные;

-календари народных примет и обычаев.

Более крупной и с современной точки зрения наименее важной единицей измерения времени является месяц. Месяц, как подчеркивает уже само название, связано с Луной — первоначально месяц соответствовал длительности полного цикла смены лунных фаз, который связан с обращением Луны вокруг Земли. Периодическое “умирание” и “возрождение” лунного диска служило вечными “часами”.

Физкультинутка

Мишка вылез из берлоги

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

3. В современном календаре 12 месяцев, каждый из которых имеет свое название. При этом год делится на 4 сезона, которые еще называют кременами года: осень, зиму, весну и лето. В каждом сезоне 3 месяца.

4. Далее педагог рассказывает о каждом времени года и месяцах, его составляющих. Одноврменно на магнитной доске собирается годовой круг, помогающий детям наглядно увидеть смену сезонов и заповнить последовательность месяцкв.

ОСЕНЬ

Наступила осень! Лес накинул золотца на листья, зашумели листья, вот ветер срывает их и пускает листопадом по дороге. Долго еще будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Вот тогда с нетерпением будем ждать первый снег.

Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки; погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.

Сентбрь

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла,

Мчатся птицы за моря -

И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Ноябрь

День седьмого ноября -

Красный день календаря.

Погляди в свое окно:

Всё на улице красно.

Вьются флаги у ворот,

Пламенем пылая.

Видишь музыка идёт

Там где шли трамваи.

Весь народ - и млад и стар - ,

Празднует свободу.

И летит мой красный шар

Прямо к небосводу!

ЗИМА

Пришла зима! Лес одел пушистые белые шубки. Вода в речках и озерах замерзла и превратилась в лед. Зато теперь можно кататься на коньках. Если снег мокрый можно слепить снежную бабу и поиграть в снежки, а если сухой, то с вихрем прокатиться с горы на санках.

Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда; на голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы; животные оставляют следы на снегу; временами случаются вьюги и морозы; дни короткие, а ночи длинные и холодные.

Декабрь

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по ёлке

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.

Серебром звезду зажёг

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонёк.

Год прошёл, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют - двенадцать раз.

Январь

Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

Физкультинутка

Мишка ищет мёд

По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.

Он голодный, невесёлый.

Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)

То направо повернётся,

То налево поглядит.

Где здесь рой пчелиный вьётся?

Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

ВЕСНА

Наступила весна! Пробуждется природа после зимы, солне светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.

Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.

Апрель

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи.

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Май

Распустился ландыш в мае.

В самый праздник - в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

ЛЕТО

Наступило лето! Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку.

Летом природа занята ростом и развитием; жизнь в лесу бурлит, растения тянутся вверх, а животные выхаживают своих детёнышей; солнышко припекает сильнее; рассвет наступает рано, а темнеет позже; а в августе можно увидеть падающие звёзды.

Июнь

Пришел июнь.

"Июнь! Июнь!" -

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь -

И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными

Набит.

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми «Откуда появился снеговик»Конспект беседы с детьми «Откуда появился снеговик» А могли бы вы подумать, что этот, привычный каждому, зимний сказочный человечек, неотъемлемый атрибут зимнего парка или двора, имеет весьма.

«Птичий календарь» Итоговое занятие в старшей группе Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.

Адвент-календарь для детей старшей (5–6 лет) группы детского садаАдвент-календарь для детей старшей (5–6 лет) группы детского сада Новый Год один из самых чудесных праздников, как для детей, так и для взрослых. И ожидание этого праздника может проходить весело и с пользой.

Календарь природы «Умный календарь»Календарь природы «Умный календарь» .Я воспитатель ДОУ «Сказка» структурного подразделения №147. Предлагаю вашему вниманию сделаный своими руками наш календарь природы под.

Конспект итогового занятия по ФЭМП и природному миру «Птичий календарь» в старшей группе Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.

Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционных техник рисования в старшей группе «Открываем календарь»Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционных техник рисования в старшей группе «Открываем календарь» Цель: Развитие творческих и познавательных способностей детей, умения передавать в рисунке сезонные изменения природы средствами нетрадиционного.

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как у Паучка появился парашют»Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как у Паучка появился парашют» Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как у Паучка появился парашют».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать умения придумывать,.

Конспект занятия «Как появился зубр в лесах Владимирской области» Конспект виртуальной экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Как появился зубр в лесах Владимирской области Цель: формирование.

Непосредственно образовательная деятельность «Как появился календарь» в старшей группе Непосредственно образовательная деятельность «Познавательное развитие» в старшей группе тема: «Как появился календарь» Цель: Познакомить.

Конспект НОД с детьми старшей группы «Народный календарь»Конспект НОД с детьми старшей группы «Народный календарь» Уже несколько лет я увлекаюсь изготовлением народных кукол. На данный момент возникло желание познакомить с историей нашего народа через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Как появился календарь»
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 14:10
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД