Лучший педагог года

Консультация о развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ «Здоровье в ладошках»

анастасия цуканова
Консультация о развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ «Здоровье в ладошках»

У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, также недоразвитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики : общей, мелкой, артикуляционной.

Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

Публикация «Консультация о развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ „Здоровье в ладошках“» размещена в разделах

Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития.

У детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных развитий психических процессов этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Это

необходимо для подготовки детей с ОВЗ к успешной интеграции. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Другими словами, ручная ловкость, которая включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Как и любое обучение – развитие моторики требует своей последовательности и разнообразных форм.

1. Начинать необходимо с массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого проговариванием чистоговорок, стихотворений и потешек.

2. Пальчиковая гимнастика. : упражнения с пальчиками и ладошками привлекут внимание дошкольников и научат выполнять различные движения (распрямлять пальчики, хлопать и раскрывать ладошки, показывать различные фигуры, при этом необходимо речевое сопровождение:

«Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - "Ура!"

В детский сад идти пора!»

3. Самомассаж бельевой прищепкой: можно "покусать" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

4. Игры с прищепкой. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

5. Упражнения с карандашом и фломастером, учимся вращать их между ладонями, между пальчиками, одной рукой, другой; перекладывать из кулака в кулачок с называнием руки, перекатывать за спиной. Учимся зажимать фломастер между ладонями и каждыми пальчиками.

6. Игры со счетными палочками – выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на поверхности стола, на ковре.

7. Игры с мелкими сыпучими предметами : различными крупами, песком, пуговицами, бусинками и т. п. «Найди предметы», спрячь, постой дом и площадки, рисование на разносе, выкладывание рисунка. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, пластмассовые дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут он перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, ощупывая пальцами его отдельные элементы. Перебирание и перекладывание предметов, опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. Использование бус, мисок-вкладышей, баночки с крышками, собирание пазлов и мозайк.

9. Упражнения на формирование графических умений и навыков – обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.

Таким образом, развитие мелкой моторики руки влияет на развитие речи ребёнка, таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка с ОНР, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка. И самое главное, мы заботимся о его здоровье.

Публикации по теме:

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаНетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Основной целью игр с использованием нетрадиционных предметов является развитие мелкой моторики рук, а так же способствует развитию речи.

Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста «Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Разживина А. В. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:.

Консультация для родителей о развитии мелкой моторики рук младших дошкольников Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Уровень развития движений ребенка определяет уровень.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель:Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Научить превращать обучение в игру. Дать основу правил поведения массажа.

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» Начиная с самого раннего возраста, развитию  мелкой моторики рук необходимо уделять особое внимание. Разнообразные действия руками, пальчиковые .

Консультация Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей 6–7 лет: подборка упражнений» На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию.

Консультация «Пластилин как первая помощь при развитии мелкой моторики» Консультация "Пластилин, как первая помощь при развитии мелкой моторики" Воспитатель: Дружнова Л. Е. МКДОУ д/с №10 Мелкая моторика рук взаимодействует.

Консультация «Крупа в развитии мелкой моторики у детей»Консультация «Крупа в развитии мелкой моторики у детей» Для чего нам, взрослым, необходимо развивать мелкую моторику у детей? Этот вопрос является все еще актуальным, так как многие не понимают,.

Мастер-класс «Сказка на кончиках пальцев. Использование пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.

Значение мелкой моторики в развитии речи детей Педагог В. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация о развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ «Здоровье в ладошках»
Опубликовано: 30 мая 2019 в 23:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД