МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Наталия Зимина
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ЗПР

В последнее время все более популярными становятся педагогические технологии, которые, помимо обучения и воспитания, предполагают заботу о здоровье детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные разными дефектами. Для обучающихся с ЗПР и ТНР характерны проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения мышечного тонуса, памяти, внимания и мышления.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах

Возникает необходимость включения в коррекционную работу физкультминуток, мышечной релаксации, массажа и самомассажа, тренировки тонкой моторики, гимнастики для артикуляционного аппарата, дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики снижения зрения, логоритмика, кинезиологических упражнений. Все вышеперечисленные методы можно отнести к здоровьесберегающим технологиям.

Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем такую организацию образовательного процесса, при которой обучение, развитие и воспитание происходит не только без ущерба здоровью, но и способствует его укреплению. Новые стимулы служат для создания благоприятного эмоционального фона и активизируют нарушенные психические функции. Поговорим о них подробнее.

К здоровьесберегающим технологиям в первую очередь стоит отнести артикуляционную гимнастику - это упражнения, направленные на укрепление мышц, задействованных в процессе устной речи. Регулярные тренировки улучшат кровоснабжение, снимут спастичность, повысят иннервацию. Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения как для развития общей подвижности и переключаемости органов, так и для отработки так называемых «укладов» - определённых положений губ и языка для правильного произношения конкретных звуков. Комплекс упражнений подбирается логопедом индивидуально в зависимости от специфики нарушений звуковой стороны речи ребенка.

Дыхательная гимнастика способствует развитию речевого дыхания, формированию силы, длительности и плавности направленного выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательные упражнения имеют значительный оздоровительный эффект, способствует насыщению крови кислородом, и как следствие, поддерживает работу мозга, сердца, ускоряет обменные процессы и стимулирует вывод токсинов. Дыхательную гимнастику рекомендуют использовать при заикании, слабом речевом выдохе, ринолалии и искривлении носовой перегородки. Особенно следует отметить дыхательную гимнастику по методу Стрельниковой. Она проста в применении и эффективна. Комплекс, который рекомендован при заикании, состоит из резких вдохов с движениями. Осваивать дыхательную гимнастику Стрельниковой нужно постепенно, начиная с трех базовых упражнений.

Гимнастика глаз способствует снятию утомления, улучшает кровоснабжение и благотворно влияет на развитие зрительного восприятия. Врачи-офтальмологи рекомендуют такие упражнения использовать и в качестве профилактики, и в комплексном лечении косоглазия, дальнозоркости, близорукости. Отмечают положительное влияние гимнастики на работоспособность и эмоциональный фон обучающихся. Особенно важно использовать упражнения для глаз при коррекции оптической дисграфии.

Упражнения для мелкой моторики очень разнообразны и регулярно используются в работе всех коррекционных специалистов, т. к. они способствуют развитию речи, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Игры с крупами или песком - это, в первую очередь, релаксация. Кроме того, их часто применяют при автоматизации и дифференциации звуков. Например, можно спрятать несколько мелких игрушек на изучаемый звук в рисе и предложить ребенку их найти и назвать. При стимуляции биологически активных точек на пальцах рук и ступнях, при помощи различных приспособлений (Су-Джок, колючие мячики и валики, рифлёные карандаши, ортопедические коврики различной формы и текстуры) наблюдается оздоровительный эффект и стойкая положительная динамика.

Логоритмика - широко известная и эффективная технология. В результате применения этой методики улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Они направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, умение регулировать темп речи, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков. Большинство логоритмических упражнений возможно использовать в качестве динамических пауз.

Различные эфирные масла используются в медицине с древних времен. Научно доказано, что обонятельные раздражители напрямую влияют на состояние нервной системы. Ароматы влияют на наше настроение, повышают работоспособность, а также могут успокаивать или тонизировать. Существует несколько видов ароматерапии (ванны, ингаляции, массаж и др.). В работе с детьми используются эфирные масла в минимальной концентрации. Разумеется, использование эфирных масел должно быть согласовано с врачом, чтобы исключить риск возникновения и развития аллергических реакций и различных побочных эффектов. При повышенном мышечном тонусе и эмоциональной возбудимости целесообразно применять эфирные масла валерианы, ромашки, мелиссы, лаванды, фенхеля, тимьяна, которые оказывают успокаивающее действие. Соответственно при низком мышечном тонусе и апатии - эфирные масла лимона, кориандра, базилика, петрушки, эвкалипта, майорана, которые обладают тонизирующим эффектом. Регулярное вдыхание разных запахов активизирует сенсорное развитие ребенка, расширяет его словарный запас, способствует формированию навыка правильного носового вдоха и выдоха, повышает мотивацию к занятиям. Можно предложить ребенку определить предмет по запаху, помять в руках свежую мяту, выжать сок из апельсина, порисовать на молотом кофе, создать объемную аппликацию из зерен кофе, понюхать мыло, помочь заварить травяной чай. При регулярном использовании ароматерапии формируются устойчивые ассоциативные связи между запахом предмета, его внешним видом и названием.

Классические методы воздействия, которыми располагают педагогическая и психологическая науки, не всегда приносят устойчивый результат, так как не могут устранить первопричину. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции непосредственно направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений. Это позволяет не только снимать отдельные симптомы, но и напрямую корректировать основные психические процессы: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику. Кинезиология предлагает через определенные движения влиять на психологическое и физическое здоровье человека. Рассмотрим механизм такого воздействия. Правое полушарие нашего мозга отвечает за координацию, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие перерабатывает слуховую информацию, непосредственно участвует в постановке целей и построении программ. Взаимодействие полушарий производится благодаря системе нервных волокон, так называемым мозолистым телом. Если нарушается его проводимость, то нагрузка распределяется неравномерно. Как следствие, страдают пространственная ориентация, эмоциональное реагирование и взаимодействие зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, и тем самым синхронизируют работу полушарий. Таким образом возможно значительно повысить стрессоустойчивость, улучшить мыслительную деятельность, облегчить процесс чтения и письма.

Помимо перечисленных выше методик, по нашему мнению, к здоровьесберегающим технологиям можно отнести логопедический массаж и физминутки. Что касается логопедического массажа, то следует отметить строгие требования к квалификации специалиста и условиям его проведения, и обязательно учитывать медицинские показания. Физминутки, или динамические паузы, являются обязательным элементом в структуре любого занятия, поэтому мы позволили себе не останавливаться на них подробно.

В работе с детьми с задержкой психического развития я использую методы и приемы технологии здоровьесбережения : закаливание, дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Активно применяю в своей практической работе кинезиологические упражнения. Эти упражнения позволили улучшить мелкую моторику, внимание, память, речь, пространственные представления у детей, улучшили работу головного мозга, снизилась утомляемость; кинезиологические упражнения способствовали развитию координации движений.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Опубликовано: 30 марта 2024 в 15:07
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД