Папки-передвижки

Значение сенсорного развития для детей раннего возраста

Наталья
Значение сенсорного развития для детей раннего возраста

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Публикация «Значение сенсорного развития для детей раннего возраста» размещена в разделах

Для детей раннего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. Если для детей не будет создано благоприятных условий для развития восприятия, то будут наблюдаться задержки в развитии ребёнка. Период первых 3 лет – это период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы предметов. Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с цветом.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств. На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.

Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению. При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

В процессе сенсорного развития детей происходитреализация следующих задач:

* постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов : их форме, размере, цвете, положении в пространстве;

* развивается восприятие окружающего мира;

* дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке.

* развивается мелкая моторика рук.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Выделяют два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.

Обследование — специально организованное восприятия предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Так, например, на ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке, а чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того, чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.

Сравнение - это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Например, сравнение происходит в процессе игры «Найди такую же», в ходе которой детям предлагается взять наощупь игрушку из мешочка, а затем найти на столе точно такую же. Дети поочерёдно достают игрушки, при этом каждую они ощупывают, определяют ее форму, цвет и размер, и сравнивают с игрушками, лежащими на столе. Также сравнение происходит в ходе игры «Пирамидка».

Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры, дидактические упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность (играя, ребенку легче запомнить что-либо).

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Маленькие дети начинают открывать окружающий мир.

Сенсорное развитие связано с такими образовательными областями как:

1. Физическая культура– это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)

2. Коммуникация – необходимо больше разговаривать с детьми, например: что стоит у нас в группе – шкаф какой большой, стульчик какой маленький и т. д.

3. Художественное творчество – это рисование, разными цветами красок, различные формы.

4. Чтение художественной литературы – например, сказка «Три медведя», где описаны размеры – большой, средний, маленький.

5. Социализация – это разные виды игр. Во время игр детей приучаютвыполнять элементарные трудовые поручения, например: положить маленький кубик на большой, или посадить большую куклу на большой стул и т. д.

Для детей раннего возраста большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда, которую в соответствии с требованиями ФГОС ДО нужно создать доступной, полифункциональной, безопасной.

Вывод: Значение сенсорного развития очень велико для разностороннего развития личности ребенка. Оно состоит в том, что в процессе сенсорного развития упорядочиваются хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивается внимание, наблюдательность, обеспечивается усвоение сенсорных эталонов. Сенсорное развитие является основой для интеллектуального развития детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

«Проблема сенсорного развития детей раннего возраста в исследованиях педагогов и психологов» В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Значение сенсорного.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возрастаДидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста МДОУ детский сад №3 «Теремок» р. п. Озинки Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Воспитатель: Кузнецова Н. Н.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Доклад по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников для сенсорного развития детей младшего возраста» Сенсорное развитие ребёнка – это, с одной стороны, развитие восприятия предметов, с другой стороны, формирование представлений о внешних.

Мягкий планшет — эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста Развиваемся играя. Мягкий планшет эффективное, инновационное средство сенсорного развития детей раннего возраста. Подготовила: Сорокатая.

Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.

Развитие сенсорики у детей младшего возраста. Игровое оборудование своими руками для сенсорного развитияРазвитие сенсорики у детей младшего возраста. Игровое оборудование своими руками для сенсорного развития Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении.

Уголок сенсорного развития своими руками в группе раннего возрастаУголок сенсорного развития своими руками в группе раннего возраста Сенсорное развитие маленького ребенка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сенсорного развития для детей раннего возраста
Опубликовано: 1 октября 2017 в 23:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД