Лучший педагог года

Значение звукового анализа слова — основа для ознакомления с буквами и обучение чтению

Марина Жаркова
Значение звукового анализа слова — основа для ознакомления с буквами и обучение чтению

Многие дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи. Чаще всего при чтении у детей встречаются ошибки, обусловленные нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Особенно это касается детей с речевыми нарушениями. Если ребёнок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это в свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребёнка.

Публикация «Значение звукового анализа слова — основа для ознакомления с буквами и обучение чтению» размещена в разделах

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слов на составляющие его звуки) и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением с соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии).

Весь процесс усвоения звукового анализа можно разделить на два больших периода.

1. Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа :

• выделение звука из слова, т. е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);

• определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;

• нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова).

2. Обучение последовательному звуковому анализу слов с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Существуют общие правила работы по формированию навыков звукового анализа.

1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа :

• выделение звука из слова, т. е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);

• определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове;

• нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова);

• полный звуковой анализ.

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:

• сначала ребёнку говорят слово и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

• далее он должен выделить этот, утрированно произнесённый звук, и назвать его изолированно, вне слова;

• затем ребёнок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

• и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

3. Соблюдение чёткой последовательности предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором.

4. Обозначение звука буквой, формирование зрительного образа буквы.

Порядок анализируемых слов следующий :

слова из двух гласных (типа ау);

слова из двух звуков (типа ум);

слова из трёх звуков (типа рак);

слова из двух открытых слогов (типа мама);

слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);

слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);

слова из двух слогов (типа сумка);

слова из трёх открытых слогов (типа корова).

План анализа слова

1. Произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того как начнётся вычленение звуков из слова учитель-логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.

2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

Выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды : первый раз целиком (со значительной интонацией, которая подчёркивает ударный слог, а второй раз по слогам.

3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.

Переход к этому действию означает начало собственного звукового разбора.

4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).

5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).

6. Третий звук и т. д.

7. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных звуков, сколько согласных?

- Сколько слогов?

Проведение звукового анализа с использованием фишек.

- красный – обозначает гласный звук;

- синий – твёрдый согласный;

- зелёный – мягкий согласный;

- синий с изображением звоночка – твёрдый звонкий согласный.

- зелёный с изображением звоночка – мягкий согласный звук.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза

Дети анализируют гласные звуки, выполняя упражнения:

«Кто лучше слушает?»

Цель: развивать умение определять количество услышанных гласных звуков.

А; АО; АОУ; АОУИ;… .

«Какой звук есть во всех словах

Цель: развивать умение выделять общий звук в словах.

Выделение заданного гласного звука в слове.

При определении наличия или отсутствия звука в слове звуки можно изображать квадратами (кружками, фишками или символами звуков.

Выделение заданного гласного в слове (начало, середина, конец слова).

Игровые упражнения: «Найди место звука в слове», «Какой звук прячется в конце слова, в середине слова?», «Какой звук начинает слово, «Найди звук», «Куда спрятался звук, «Кто самый внимательный?», «Назови картинку и выдели (назови) гласный звук», «Найди сбежавший звук» и т. д.

Дети анализируют согласные звуки.

При этом соблюдается определё нная последовательность: сначала выделяют последний согласный звук в слове, легче всего это делать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.

Игровые упражнения: «Найди фишке место», «Назови место звука», «Подбери картинку к схеме», «У кого такая картинка?», Найди, где спрятались предметы», «Помоги заселить жильцов, «Договори словечко», и т. д.

Цель: развивать умение определять место звука в слове.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков

Использовать сигнальные кружки синего и зелё ного цвета:

Игровые упражнения: «Твёрдый, мягкий – подскажи, место верно укажи» и т. д.

Звуковой анализ слов с изученными звуками.

Полный звуковой анализ и определение последовательности звуков в слове.

Игровые упражнения: «На картинки посмотри, сколько звуков говори», «Подбери слово к схеме», «Сколько комнат в квартире?», «Длинные и короткие слова», «Кого позовут в гости?», «Строители», «Соседи», «Слоговая цепочка»

Приёмы формирования зрительного образа буквы :

рассматривание буквы, обведение пальцем её контура;

«написание» буквы в воздухе;

сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами и другими буквами;

моделирование буквы из палочек, полосок бумаги, ниток и т. п. ;

лепка буквы из пластилина;

вырезание буквы по контуру;

раскрашивание и штриховка буквы;

обведение контура буквы карандашом, написание буквы по опорным точкам;

нахождение и обведение буквы в ряду других букв.

Для укрепления связи звука с буквой можно рекомендовать следующие виды заданий:

взрослый называет звуки и показывает соответствующие буквы;

взрослый показывает буквы и называет звуки, дети повторяют;

взрослый показывает буквы, дети читают их;

взрослый называет звуки, дети находят карточки с соответствующими буквами;

взрослый называет ряд звуков (например [А, У, О], дети, соблюдают заданную последовательность, выкладывают карточки с изображением букв.

В конце работы по формированию звукового анализа дети называют количество звуков в слове, произносят их последовательно, без предварительного громкого проговаривания, определяют точное место звука в слове по отношению к другим звукам, обозначают звук буквой, учатся слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением. Это позволяет обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен быть в норме у ребёнка старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово»Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово» Дидактическая игра «Разбери слово». Для детей 5-7лет. Цели: • Развивать фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза звукового.

Дидактическая игра «Разноцветные гаечки» для развития звукового анализа и синтеза.Дидактическая игра «Разноцветные гаечки» для развития звукового анализа и синтеза. Дидактическая игра “Разноцветные гаечки»В логопедической работе я использую большое количество дидактических игр. Хочу вам представить.

Игры на развитие навыка звукового анализаИгры на развитие навыка звукового анализа Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте: -выделение (узнавание).

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Консультация-презентация для воспитателей «Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников». Консультация – презентация для воспитателей Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников для успешного овладения грамотой (.

Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение навыков звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у.

Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей.

Сундучки для звукового анализа в начале слов.Сундучки для звукового анализа в начале слов. Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа в начале слова. Для детей 4 – 6 лет. Материал : сундучки красного, зеленого, синего.

Значение прогулок для ознакомления детей с природой Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение звукового анализа слова — основа для ознакомления с буквами и обучение чтению
Опубликовано: 24 июля 2016 в 22:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД