МААМ-картинки

Творческий проект «Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой» в старшей подготовительной группе

Ольга Баракова
Творческий проект «Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой» в старшей подготовительной группе

Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Вельска»

структурное подразделение «Детский сад №6 «Искорка»

«Знакомим дошкольников

с каргопольской игрушкой»

Творческий проект

в старшей - подготовительной группе для детей с нарушениями зрения

Публикация «Творческий проект „Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой“ в старшей подготовительной группе» размещена в разделах

Авторы: Баракова Ольга Евгеньевна

(учитель-дефектолог,

Прибыткова Галина Сергеевна,

Чистикова Любовь Владимировна

(воспитатели)

г. Вельск, 2018 г.

Тип проекта : фронтальный, краткосрочный, творческий

Участники: тифлопедагог, воспитатели, родители, дети старшей-подготовительной группы для детей с нарушением зрения

Актуальность:

Последнее время большое внимание в ДОО уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Как известно, самый действенный способ – это игра. Основной атрибут игровой деятельности – игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство из них развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к самым истокам, в первую очередь - к народной игрушке. Именно русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. А для детей с нарушением зрения также является прекрасным средством развития зрительного и осязательного восприятия.

Проблема:

Во время изучения лексической темы «Россия – Родина моя» выяснилось, что дети мало знают о родном крае, его традициях, культуре, народных промыслах. Данная тема особенно заинтересовала детей, когда речь зашла о русской народной игрушке. У детей возникло множество вопросов, появилось желание узнать больше о старинных игрушках нашего края.

Цель:

Формировать у детей с нарушениями зрения знания о русских народных промыслах на примере северной каргопольской глиняной игрушки;

Задачи:

познакомить с историей возникновения каргопольской глиняной игрушки, рассказать о мастерах и народных умельцах;

• дать понятия о традиционной технике и этапах изготовления игрушки;

• расширять представления о жизни и труде крестьян в деревне;

знакомить с русским фольклором;

• расширять представления о народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве;

• развивать творчество и фантазию детей;

• обогащать словарный запас;

• развивать зрительное восприятие, зрительные функции, осязательное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

• вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению с каргопольской глиняной игрушкой;

• воспитывать уважение и любовь к северной народной культуре.

Гипотеза:

Если взрослые и дети будут больше знать о своем крае, труде и жизни людей, народных промыслах и культуре, то они будут больше любить и ценить землю, на которой родились и живут, беречь и с уважением относиться к своей малой Родине.

Содержание проекта :

1. Подготовительный этап.

Деятельность педагогов:

• Введение детей в проектную деятельность;

• Разработка проекта, этапов его реализации;

• Выбор форм работы по реализации проекта;

• Выбор форм работы с родителями;

• Сбор информации и изучение литературы и интернет-источников по теме проекта;

• Подбор материалов, игр;

• Организация развивающей среды.

Деятельность детей:

• Принятие проблемы;

• Сбор информации совместно с родителями и педагогами

Деятельность родителей:

• Поиск информации по теме проекта;

• Подбор материалов для альбома, видео-презентаций;

• Заготовка глины для лепки.

2. Основной этап.

Деятельность педагогов:

• Проведение ООД «Как играли наши бабушки», «Каргопольская глиняная игрушка», составление с детьми рассказов о каргопольской игрушке;

• Показ видео-презентации «Каргопольская игрушка»;

• Экскурсия в магазин народных промыслов «Медовая лавка»;

• Экскурсия в Дом детского творчества («Радость творчества»);

• Экскурсия с детьми в библиотеку («Северная народная игрушка»);

• Оформление альбома с иллюстрациями «Каргопольская игрушка»;

• Оформление фотоальбома «Мастера и мастерицы»;

Организация продуктивных видов деятельности:

-аппликация «Каргопольские уточки»,

-лепка из пластилина «Каргопольские свистульки»,

-рисование «Каргопольская барышня», «Каргопольские узоры»,

-конструирование из бумаги «Птица»

-лепка из глины «Полкан» (в парах) с последующей росписью фигур

• Рассматривание с детьми оригинальных игрушек;

Проведение дидактических игр и упражнений: лото «Русские узоры», кубики «Составь узор», «Разрезные картинки», «Рисунки Попельрейтера», «Раскрась по образцу», «Продолжи узор», «Скопируй», «Что дальше, что ближе», «Найди отличия», «Узнай по силуэту», компьютерные игры;

• Организация подвижных народных игр;

• Создание мини-музея;

• Чтение художественной литературы по теме;

• Оформление стендовой консультации для родителей «Как знакомить детей с народными промыслами на примере каргопольской глиняной игрушки»;

• Фотофиксация.

Деятельность детей:

• Посещение ООД;

• Участие в экскурсиях;

• Участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

• Прослушивание сказок;

• Совместное с родителями изготовление игрушек

• Участие в играх

Деятельность родителей:

• Совместное с детьми изготовление игрушек для мини-музея;

• Оформление альбома «Каргопольская игрушка»

3. Заключительный этап.

Деятельность педагогов:

• Оформление выставки, мини-музея;

• Фотоальбом «Мастера и мастерицы» (показ родителям)

• Благодарность родителям за участие в проекте;

• Презентация проекта.

Деятельность детей:

• Помощь в оформлении мини-музея «Каргопольская игрушка»;

• Участие в выставке рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, теста, глины;

• Просматривание альбомов «Каргопольская игрушка», «Мастера и мастерицы»

• Участие в презентации игрушек, мини-музея.

Деятельность родителей:

Знакомство с выставкой, альбомами.

Системная паутинка по проекту :

Познавательное развитие:

-ООД;

-Экскурсии;

-Просмотр видео-презентации;

-Д/игры, упражнения;

-Альбомы;

-Мини-музей;

Речевое развитие:

-Чтение художественной литературы;

-Презентация игрушек, изготовленных вместе с родителями;

-Рассматривание альбомов;

-Д/игры и упражнения;

-Составление рассказов о каргопольской игрушке;

Социально-коммуникативное развитие:

-Экскурсии в библиотеку, магазин, ДДТ;

-Совместное с родителями изготовление игр;

-Д/игры с педагогами;

-Лепка «Полкана» в парах.

Художественно-эстетическое развитие:

-Продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация;

-Совместное с родителями изготовление игрушек;

Физическое развитие:

-Подвижные игры;

-Пальчиковые игры.

Перспектива

Впоследствии планируется использовать накопленный материал в течение всего учебного года, интегрировать его в лексические темы «Домашние животные», «Дикие животные», «Человек», «Семья», «Профессии», «Россия – Родина моя». Это позволит в течение более длительного времени рассказывать детям о жизни Севера, народных традициях, приобщать их к культуре, творчеству, красоте родной земли.

Список литературы:

1. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. /Л. : Художник РСФСР, 1986.

2. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие. / М. : Мозаика-Синтез, 1996.

3. Каргопольская игрушка. Учебное издание /М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Малик Л. С. Народная игрушка русского Севера как средство воспитания. /Архангельск,2004.

Публикации по теме:

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников» Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников посредством.

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе «Осень разноцветная» Воспитатель I категории МБДОУ №71 Текучёва Ирина Алексеевна Тип и вид проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Познавательно-творческий проект с детьми старшей подготовительной группы «Книга — лучший друг» Актуальность. Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют.

Познавательно-творческий игровой проект «Космос» в подготовительной группе Подготовительная группа «Ягодка» Название проекта «Космос» Тип проекта - познавательно – творческий - игровой. Срок: краткосрочный (1 неделя,.

Творческий проект в старшей группе «Этот День Победы»Творческий проект в старшей группе «Этот День Победы» Краткосрочный проект в старшей группе «Этот День Победы» Тип проекта: творческий Актуальность проекта. Ветеранов Великой Отечественной войны.

Творческий проект «Берёзы русская душа» в подготовительной группе Актуальность проекта. С приходом научно – технического прогресса изменился человек и его отношение к окружающей действительности. Научно.

Творческий проект «Неделя доброты и вежливости» в подготовительной группе Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта как.

Творческий проект по аппликации в старшей группе «Волшебные ножницы»Творческий проект по аппликации в старшей группе «Волшебные ножницы» Наш детский сад - это дом где малышу уютно и комфортно, где его ждут добрые и заботливые воспитатели, где каждый день дарит радость и ждет.

Творческий проект в старшей группе «Фантазии из полимерной глины» Творческий проект в старшей группе МБДОУ ДС ОВ № 2 на тему «Фантазии из полимерной глины» Тип проекта: краткосрочный. Участники проекта:.

Творческий проект в старшей группе «Здравствуй театр!»Творческий проект в старшей группе «Здравствуй театр!» подготовила воспитатель старшей группы доу №14"Радуга" Иевская Татьяна Михайловна. Название: «Здравствуй театр» 2. Тип проекта: творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой» в старшей подготовительной группе
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 18:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД