Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом»

Марина Меньшикова
Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом»

Цель:

Познакомить с историей русского народного костюма, совершенствование и закрепление знаний, развитие речевой активности, умения реализовывать имеющиеся знания.

Задачи:

1. Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

2. Способствовать развитию речи.

Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре

Закреплять знание детей о женском и мужском народном костюме.

Расширять лексический запас детей словами и выражениями: рубаха,

сарафан, распашная понева, кафтан, порты, домотканое полотно.

Познакомить с новой деталью женского народного костюма-душегрея.

Расширить представление о цветовом колорите народного костюма.

Упражняться в согласовании существительных с прилагательными.

Формировать навыки словообразования (косо-воротка, душе-грея).

Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. Желание трудиться.

Предварительная работа:

Экскурсия в музей

рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами.

Разучивание стихотворений об Угличе.

Интеграция:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Ход занятия:

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. У меня в руках клубочек. Куда он покатится, туда мы и отправимся.

Что это? Это корзинка.

Давайте посмотрим, что в ней.

У бабушки Арины

Волшебный ларец.

Позвоните в бубенец,

Попадете во дворец.

Посмотрите, мы попали в избу бабушки Арины. А вот и ларец волшебный.

Открывается палата,

Смотрите, чем она богата.

Что это такое?

Из какого материала шили такие рубашки?

А если ткань ткали дома, значит, как ее можно назвать?

Рубашки, какие?

А кто на Руси носил рубахи?

А здесь еще что-то есть. Отгадайте.

Он бывает длинный, без рукавов, глухой или распашной с пуговицами, его носили девушки поверх рубахи. Как вы думаете что это?

А чей же это сарафан? У бабушки Арины внучка есть Настенька. А вот и она умница рукодельница шить и вышивать мастерица. Готовит она себе приданое и в сундучок складывает. Из чего же состоит русский народный костюм девушки?

Ее носили замужние женщины. Как вы думаете что это?

А что надевали спереди на поневу?

Какие головные уборы носили в старину русские женщины?

Настенька собирается на гуляние, повязала платок на голову и надела душегрею. Давайте вместе скажем-душегрея. Как вы думаете, почему она так называется? По вашему мнению, где находится душа у человека? От сюда и название значит душу греет.

Ребята, что надела Настенька?

Посмотрите, а Настеньку ждет дружек ее Иванушка. Вот как нарядился. Посмотрите и расскажите, что вы знаете о Русском народном мужском костюме?

А какая деталь народного костюма была самой важной?

Надену-ободом сведет,

Сниму-змеею упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно.

Для чего носили пояс?

Настенька с Иванушкой отправились на гуляние, давайте, и мы с вами погуляем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Весна пришла в наши края

И солнце светит ярче, жарче.

Все просыпается от сна и воздух чистый и прозрачный.

Вот пролетели:

Воробьи, синички, голуби, грачи.

Вдруг зазвенели бубенцы

И цоканье копыт послышалось вдали.

Эй, ребята выходите пляску русскую начните.

Ни сидит никто на месте все танцуют с нами вместе.

Эх! раз, еще раз Мы наклонимся сейчас.

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Погуляли, поплясали. Пора возвращаться. А в сундуке еще, что-то есть.

Вам любопытно? Вы Варвары любопытные.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз

Мышцы глаза напряглись.

А Варвара смотрит вверх выше всех и дальше всех

Возвращается обратно расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

В сундуке шаблоны одежды, вырезанные из бумаги. Давайте поможем Настеньке украсить одежду.

Какую деталь одежды украшали?

Чем украшали одежду?

Какой цвет был любимым у русского народа?

Какие еще цвета встречались в русском народном костюме?

Чем красили одежду?

Для чего украшали одежду?

Ребята, вы сегодня не просто художники, а художники по ткани. Будите украшать одежду помощью необычных инструментов и материалов.

Ребята, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).

Вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломаная линия – это знак воды. На что похож этот знак?

Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство.

Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Девочки, мальчики, покажите Настеньке и друг другу свои работы. Какие вы молодцы! Такие замечательные сарафаны и рубахи у вас получились!

Что лежало в сундуке бабушки Арины?

Как можно назвать эту одежду?

Какая деталь русского народного костюма была самой важной?

С какой новой деталью женского народного костюма мы сегодня познакомились?

Катя, что бы ты хотела поносить?

Рубашка

Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.

Домо-ткань.

Льняные, домотканые.

Мужчины, женщины, дети

Я думаю это сарафан.

Костюм девушки состоит из рубахи и сарафана

Это юбка понева. Поневы бывают глухие или распашные. Вначале надевали глухую поневу, а на нее распашную. Она была темная в клетку.

Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были рабочие и праздничные украшенные.

Женщины носили кичку, кокошник (он был похож на гребешок курочки, сороку с длинными лентами сзади как хвост сороки. На кичку часто надевали платок.

Настенька надела душегрею.

Иванушка одет в рубашку с косым воротом-косоворотку. На рубаху надет кафтан, подвязан поясом. Штаны порты, сапоги и на голове шапка.

Пояс носили для тепла, оберега и что бы носить за поясом инструменты.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Украшали ворот, рукава, низ или подол.

Одежду украшали вышивкой, нашивали атласные ленты или тесьму.

Любимым у русского народа был красный цвет.

В русском народном костюме встречаются синий, желтый, зеленый, черный цвета.

Одежду красили соком растений.

Одежду украшали для красоты и оберега.

На волны, на реку

Тепло, добро.

Одежда

Старинная русская одежда называется русский народный костюм.

Самой важной деталью был пояс.

Мы познакомились с ДУШЕГРЕЕЙ.

Я поносила бы сарафан.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Интегрированное занятие (познание + изодеятельность) средняя группа Тема: «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Цель:.

Конспект занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» Интеграция образовательных областей:.

Фотоотчёт «Знакомство с русским народным костюмом»Фотоотчёт «Знакомство с русским народным костюмом» "Всякому мила своя сторона", "Всякая птица своё гнездо любит" - так гласит народная мудрость. Издревле люди любили свою родину, прославляли.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с бурятским народным костюмом» Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Новый год
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом»
Опубликовано: 20 октября 2017 в 15:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздничное оформление холла к юбилею детского сада. Совместная деятельность...
Праздничное оформление холла к юбилею детского сада. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Вот и пролетели 30 лет в мгновение - у нашего...
Консультация для родителей «Особенности и блюда осетинской кухни»
Консультация для родителей «Особенности и блюда осетинской кухни» Подготовила воспитатель по осетинскому языку Секинаева А. М. Цель: - Осетинские пироги....
Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр.
Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем математического...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство» I. Программное содержание: Обучающие задачи: • Упражнять...
Дидактическая игра «Разноцветные прищепки». Для детей 2–3 лет.
Дидактическая игра «Разноцветные прищепки». Для детей 2-3 лет. Цель: развивать мелкую моторику рук, творческое воображение детей. Учить детей...