Лучший педагог года

Знакомство со сказкой детей 5–6 лет с ОНР в условиях «Русской избы»

Ирина Забродина
Знакомство со сказкой детей 5–6 лет с ОНР в условиях «Русской избы»

1 слайд - Тема моей работы: Знакомство со сказкой детей 5-6 лет с ОНР в условиях «Русской избы».

2 слайд – Тезис, который мы положили в основу обучения, звучит так: «Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов…»

Публикация «Знакомство со сказкой детей 5–6 лет с ОНР в условиях „Русской избы“» размещена в разделах

3 слайд – Дети, которые посещают наше дошкольное учреждение, имеют свои особенности:

• это дети с общим недоразвитием речи;

• у них отмечается отсутствие познавательных интересов;

• они мало слушают и читают сказки;

• у них низкая восприимчивость сюжетов сказок;

• отмечается бедность эстетических эмоций и эмоциональных переживаний;

• у детей отсутствует чуткость к художественному слову;

• они имеют маленький жизненный и нравственный опыт.

4 слайд – Знакомство со сказками реализуется через образовательную область «Чтение художественной литературы», которая ставит своей целью – формирование интереса и потребности в чтении.

Для реализации этой цели предлагается решать следующие задачи:

• восполнять недостаточность общения детей с ОНР;

• учить детей внимательно слушать и запоминать сказки;

• выразительно пересказывать отрывки из сказки;

знакомить с русским народным словом;

• стимулировать развитие речи;

• расширять кругозор;

• формировать эмоциональное отношение к сказке, героям и происходящим в ней событиям;

• обогащать жизненный и нравственный опыт;

• побуждать к оценке событий и поступков героев; понимать скрытые мотивы героев сказки.

5 слайд – В конце года предполагается, что дети должны уметь:

• различать сказку от других жанров;

• называть любимые сказки;

• драматизировать небольшие сказки.

У ребёнка также должно быть сформировано интегративное качество «Эмоционально – отзывчивый», т. е. ребёнок

• эмоционально чувствует переживания персонажей сказки;

• выражает своё отношение к их поступкам;

• понимает скрытые мотивы поведения героев;

• проявляет чуткость к художественному слову;

• проявляет чувства и эмоции.

6 слайд – Итак, вы увидели, что наши дети имеют свои особенности, программой поставлены достаточно сложные задачи и их много.

И перед нами встала проблема: «Как в современном мире новых технологий и на фоне нарушений речи привить у детей с ОНР интерес к сказкам и потребность читать и слушать их?»

Перед собой мы поставили следующие задачи:

• обеспечить условия для эффективного включения детей с ОНР в работу над сказкой («Русская изба»);

• определить направления работы над сказкой;

• Продумать содержание работы с детьми над сказкой в «Русской избе».

7 слайд - Русская изба в детском саду.

Итак, а какие же у нас условия? На протяжении многих лет в ДОУ ведется углубленная работа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, обобщен опыт многих педагогов, созданы все необходимые условия. Прежде всего – это «Русская изба».

Чтение в русской избе усиливает эмоциональное воздействие сказки на детей, вызывает у них познавательный интерес, воссоздает обстановку читаемой сказки.

В русской избе можно обыграть фрагменты сказки, подкрепить неизвестные слова показом предметов русского обихода, более естественно ввести в мир русского слова.

8 слайд – Свою работу мы выстроили по нескольким направлениям. Центральным из них стоит – работа с детьми, в неё входит:

• НОД (непосредственная образовательная деятельность с детьми);

• Совместная деятельность педагога с детьми;

• Самостоятельная деятельность детей;

• Ежедневное чтение художественной литературы;

• Праздники по сказкам;

• Драматизация отдельных сцен;

• Продуктивная деятельность детей.

Параллельно проводим работу со специалистами ДОУ:

• Логопед помогает подбирать сказки с учётом у детей ОНР;

• отрабатывает сказочную лексику;

• при необходимости участвует в инсценировках,

• Взаимодействуем с музыкальным руководителем, она подбирает музыкальное сопровождение, народные игры, песни;

• Организует музыкальные досуги по сказкам.

• Психолог проводит психологические тренинги на эмоции.

В тесном контакте работаем с нашими родителями:

• Проводили консультации «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»;

Давали рекомендации: «Какие сказки читать дома; «Если дети не хотят читать?»;

• Родители участвовали в инсценировках сказок, в кукольных театрах;

• Приносили и изготавливали предметы быта и ряжения;

• Вместе с ними создали библиотеку сказок, которая постоянно пополняется.

9 слайд – В «Русской избе» проводили совместные досуги: «Что за прелесть эти сказки, «Сказка ложь, да в ней намёк»,

где родители вместе с детьми участвовали в продуктивной деятельности (лепили из соленого теста).

10 слайд – Подробнее остановлюсь на содержании работы над сказкой в «Русской избе».

На первом подготовительном этапе отбираем сказки (доступные детям, наличие бытовых сцен, придерживаемся лексической темы);

совместно с логопедом адаптируем текст по лексическому и грамматическому строю речи;

при необходимости подбираем иллюстрации или изготавливаем макет;

определяем роль воспитателя с учётом главного героя, от чьего лица будем читать сказку;

проводим словарную работу с детьми: объясняем значение слов, подбираем синонимы…;

в «Русской избе» отбираем предметы, используемые в сказке; а также подбираем пословицы, поговорки;

предварительно беседуем с детьми о событиях, близких к содержанию текста.

11 слайд - На втором этапе проводим непосредственную образовательную деятельность (НОД).

В первой части даем мотивацию детской деятельности. Перед чтением называем жанр произведения (сказка, автора (русская народная).

Кроме того, в первой же части можно провести игры на эмоциональное состояние или провести психогимнастику.

Во второй основной части даем установку на слушание (в игровой форме, выразительно рассказываем сказку (воспитатель или аудиозапись).

Во время чтения при необходимости даем упражнения на снятие статики (предлагаем потянуться, как Жихарка, по ходу текста даем синонимы незнакомым словам (домовничал – хозяйничал).

По окончании чтения говорим пословицу или поговорку с прямым смыслом («Маленький, да удаленький»).

Затем рассматриваем иллюстрации к сказке, обговариваем их содержание.

12 слайд – Далее проводим беседу по содержанию сказки. Предлагаем три группы вопросов:

1 группа вопросов направлена на осмысление текста и установление причинно-следственных связей («Что случилось? Почему лиса утащила Жихарку?»);

2 группа - вопросы на последовательность действий сказки (- С кем жил Жихарка? Что делал дома? Кто пришел? И т. д.); на определение черт характера (- Какой был Жихарка по характеру) и оценку поступков героев (- Хорошо он поступил, правильно, неправильно); на эмпатию (- Как бы вы поступили наего месте).

3 группа вопросов направлена на уточнение некоторых слов и выражений («Экой ты недогадливый»); уточняем главную идею произведения («Из любой ситуации можно найти выход»).

Можно также сочетать беседы по сказке с психогимнастикой и звукоподражанием (дети раскладывают ложки и проговаривают слова Жихарки).

13 слайд - Одновременно проводим коррекционную работу с детьми, подбираем разные речевые упражнения. Это могут быть упражнения:

• на подбор действий и признаков к объекту (чугунок по форме какой? – круглый, по величине? – большой, по весу? – тяжелый);

• на подбор синонимов и антонимов (Красны девицы – красивые, нарядные);

• на подбор однокоренных слов (ухват – ухватил, хватает);

• можно дать детям задание – закончи фразу;

• или упражнение на уточнение значения слова (поговорим ладком – ладно, дружно, спокойно говорить);

• на словообразование (кормилица – кормит); на обобщение;

• в этой же части предлагаем детям вспомнить пословицы и поговорки («Без печи – изба не изба»)

В основной части можно и пересказать сказку.

И дать детям задания:

• Найти повторы в сказке.

• Как сказка начинается и как заканчивается?

• На какую сказку похожа, чем?

14 слайд – На этом же этапе можно проводить игры на эмоциональное состояние, такие, как:

• Отгадай эмоцию;

• Угадай героя (пантомима);

• Скажи голосом героя (сердито, ласково и т. п.)

Обязательно в физминутки включаем оживление отрывка из сказки, дети изображают живую картинку по ходу сказки, изображают некоторые действия героя.

Также включаем игровые действия с предметами быта, сравниваем их с современными аналогами (чугун – кастрюля).

15 слайд – В своей работе также используем продуктивную деятельность: дети рисуют героев сказки, лепят из солёного теста, глины, делают поделки из природного материала.

В «Русской избе» дети выполняют и трудовые действия – они готовят обед для героев, сеют вместе с ними овёс, скатывают клубочки, полотно и т. д.

Часто используем драматизацию фрагментов сказки взрослым и детьми с элементами ряжения.

16 слайд – В заключительной части проводим беседу на выяснение степени осмысления сказки :

- Подбираем подходящую к сказке пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»;

- Даем советы герою (в нашем случае) : не впускать чужого в дом, не разговаривать с незнакомыми, звать на помощь;

- Делаем вывод жизненного правила «Слушаться старших, взрослых».

Вы видите, какое большое содержание мы предлагаем по работе со сказкой. И думаем, что каждый воспитатель может сам составить любую модель НОД, в зависимости от этапа работы над сказкой.

17 слайд – Мы подошли к результатам работы:

• Наши дети полюбили сказки;

• Они различают сказку от других жанров (рассказ, стихотворение);

• Называют и драматизируют любимые сказки;

• Дети стали более общительными;

• Задают вопросы познавательного характера;

• Они проявляют доброту и чувство юмора;

• У детей значительно расширился словарь;

• Они понимают принцип словообразования;

• Могут подбирать синонимы и антонимы;

• Дети могут объяснить значение знакомого слова;

• Они знают много поговорок;

• Оценивают поступки героев;

• Знают некоторые предметы быта;

• У детей улучшилась выразительность речи;

• Они проявляют эмоции и чувства к героям и событиям в сказке;

• Могут выразительно пересказать отрывок из сказки.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Сказка в музыке А. К. Лядова «Кикимора» Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе. Гуторова Людмила Алексеевна, Игнатова Елена Петровна Тема: Сказка в музыке А. К.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство со сказкой детей 5–6 лет с ОНР в условиях «Русской избы»
Опубликовано: 23 мая 2013 в 18:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД