Получи документы

ЗОЖ в контексте реализации ФГОС до

Оксана Синенко
ЗОЖ в контексте реализации ФГОС до

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.

Согласно Всемирной организации здравоохранения психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения, раскрывая содержание понятия психическое здоровье, обращает внимание на следующие моменты:

Публикация «ЗОЖ в контексте реализации ФГОС до» размещена в разделах

- психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств;

- психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья. Действительно, без психического здоровья нет здоровья;

- психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.

Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.

К психологическому здоровью детей относится:

- интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;

- социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;

- эмоциональное – уравновешенность, адекватная самооценка, эмоционально - эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться, способность переживать всю гамму чувств и эмоций.

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. В течение дня можно наблюдать негативные проявления в поведении детей, таких как: агрессивность и конфликтность, тревожность и гиперактивность.

Поэтому важно создавать условия по профилактике нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.

Основой профилактики эмоционального благополучия, охраны психологического здоровья дошкольников является:

- укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома,

- удовлетворение их эмоциональных потребностей,

-осуществление поддержки, выявление причин психологической дисгармонии каждого ребёнка,

- а также обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний.

Как помочь ребенку вырасти веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным – то есть, прежде всего, психологически здоровым?

С агрессивными детьми по следующим направлениям - обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии.

С гиперактивными дошкольниками - приемам саморегуляции, развития внимания, контроля поведения, отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, с гневом.

С тревожными детьми - повышение самооценки дошкольников, обучение приемам саморегуляции, снятие мышечного напряжения.

Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников помогают здоровьесберегающие технологии:

Песочная терапия. Стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения, так как в сказке все можно. Потом этот выход можно использовать для себя.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы). Музыкотерапия – техника, использующая музыку в качестве средства предотвращения и коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы). Включает в себя пантомимику (развитие выразительности в движении и жестах); коллективные игры (формирование и развития у детей дошкольного возраста навыков общения, преодоление барьеров в общении).

Арт-терапия – это направление, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека и общего развития.

Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у ребёнка, необходимо создавать условия для благополучного эмоционального климата в детском коллективе, организовать развивающую предметно-пространственную среду.

Созданный в группе «Уголок уединения» - место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.

Также эта зона может использоваться как «Уголок настроения». Цель создания «Уголка настроения» - способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

В этом случае используются различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: - «Чувства и эмоции»; «Как поступают друзья»; «Угадай эмоцию»; «Найди друзей»; «События и эмоции»; «Мои чувства»; «Эмоции в сказках».

Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. В случае, если ребёнок чувствует себя некомфортно, сначала необходимо мягко выяснить причину его состояния, а затем предложить ребёнку поиграть в ту или иную игру.

В зависимости от состояния детей уголок может использоваться как «Уголок гнева»

Цель создания «Уголка гнева» - дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

В уголке гнева используются:

- «Коврик злости» - коврик, на котором дети могут потоптаться;

- коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» - коробочка темного цвета, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «плохого»);

- коробочка «Попробуй порви» - дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры;

- «Подушка-колотушка»;

- стаканчики «Для крика»;

- пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно.

Всё это, при умелом использовании педагогами, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе.

Важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. В соответствии с ФГОС ДО : «Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – это главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств».

Целью работы по формированию основ здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду;

формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье; формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью. Необходимо донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста, выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.

Применительно к ребенку:

- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;

- знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его;

- валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

- умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь.

Применительно к взрослым:

- содействие становлению культуры здоровья;

- валеологическое просвещение родителей;

- формирование основ ЗОЖ осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Двигательной активности в течение дня должна включать в себя физкультурно – оздоровительную деятельность:

-утренняя гимнастика (ежедневно);

-физкультурные занятия (3 раза в неделю);

-музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю);

-прогулки с включением подвижных игр (ежедневно);

-оздоровительный бег (ежедневно);

-пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов;)

-зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях);

-оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

-физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

-эмоциональные разрядки, релаксация;

-ходьба по массажным коврикам, песку, гальке;

- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц);

-дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Методические приемы для формирования ЗОЖ: рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам необходимо:

1. Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.

2. Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности

3. Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами.

4. Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений.

5. Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т. д.)

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС доНормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ЗОЖ в контексте реализации ФГОС до
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 10:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД