Лучший педагог года

Звук [р-р`]и буква Р

Елена Карсакова
Звук [р-р`]и буква Р

Конспект занятия

по произношению и обучению грамоте

«Звуки [р – р` ], буква Р»

(подготовительная к школе группа)

Используемая программа

(Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей) .

Время занятия – 30 мин.

Структура конспекта занятия.

Карсакова Елена Борисовна

Подготовительная к школе группа

Методика дошкольного образования: обучение грамоте.

Публикация «Звук [р-р`]и буква Р» размещена в разделах

Тема занятия: «Звуки [р – р` ], буква Р»

Использованная образовательная программа: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Предварительная работа воспитателя с воспитанниками:

- припоминание картинок, в названии которых есть заук [р];

- составление предложений с картинками на звук [р] ;

- заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [р] ;

- выделение звука [р] на слух;

- припоминание слов со звуком [р] из прочитанного воспитателем текста.

Дидактическое обеспечение занятия.

«Чудесная шкатулочка», предметные картинки со звуками [р – р`], фонарики синего и зеленого цвета; 2 коробки синего и зеленого цветов, игрушки со звуками [р – р`], счетные палочки (по количеству детей) ; полоски длинные, обозначающие – «слова», короткие полоски – «слоги», кружочки – «звуки» (кранного, синего, зеленого цветов) ; схемы предложений; тетради в клетку (по количеству детей) ; простые карандаши (по количеству детей) ; мел; разрезная азбука (по количеству детей) ; зеркала.

Использованная литература:

Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников, М., 2005г.

Цели занятия:

Обучающие:

- познакомить с понятием звонкий согласный;

- познакомить детей с буквой Р ;

- сформировать правильное написание буквы.

Развивающие:

- развивать умение детей выделять звук [р] на слух и в произношении;

- развивать навыки звукового анализа слов;

- развивать умения выполнять схему предложений;

- развивать графомоторные навыки;

- развивать связную речь; внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать у детей наблюдательность;

- воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе.

Ход занятия:

Вводная часть. (2 мин.)

Организационный момент:

(Логопед и дети приветствуют друг друга, садятся на места.)

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови последний звук». Я буду говорить начало слова, а вы добавляете последний звук :

самолеТ, замоК, диваН …

(Дети добавляют последний звук в предложенные слова:САМОЛЕ (Т)

Основная часть. (20 мин.)

1. Закрепление пройденного материала.

Игра «Чудесная шкатулка».

Логопед: Посмотрите, это «Чудесная шкатулка». В ней что-то лежит. Давайте назовём что там.

Перечень картинок: СЫР, РОЗА, РУЧКА, КАРАНДАШ, ПОМИДОР, КАТЕР, РАДУГА, ВЕДРО, ФОНАРИ, КАРЕТА…

Дети: ребята достают из шкатулки картинки и называют их.

Логопед: Скажите, какой одинаковый звук вы слышите в названиях этих картинок?

Дети: Звук Р.

Логопед: Правильно. С этим звуком мы познакомились на прошлом занятии и продолжим знакомиться сегодня.

2. Акустико-артикуляционная характеристика звука [р].

Логопед: Давайте вспомним, звук [р] – какой?

Дети: Звук р - согласный.

Логопед: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук [р]?

Дети: Когда мы произносим звук р, язык дрожит за верхними зубами.

Логопед: Верно. Проверьте, звук [р] – глухой или

звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)

Дети: Звук р - звонкий, голос работает.

Логопед: Послушайте, как звучит звук [р] в словах «СЫР» «РОЗА» «КОРОВА»?

Дети: Звук р - звучит твердо.

Логопед: А в словах «КАРЕТА», «РЕЧКА», «ФОНАРИ».

Дети: В этих словах звук р - звучит мягко.

Логопед: Мы знаем, что звук [р] бывает и твердым, и мягким.

3. Выделение звуков [р – рь] на слух. Работа с фонариками.

Логопед: Поиграем с фонариками. Если услышите твердый звук [р], поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук [рь] – зеленый фонарик.

Слоги: РА, РИ, РУ, РЮ, РЕ, РЫ…

Слова: РАК, КОРЫТО, РЯБИНА, РАДИО, СНЕГИРИ…

4. Выделение звуков [р – рь] в произношении. Игра: «Подарки для Ромы и Риты».

Логопед: У Ромы и Риты сегодня день рождения. Давайте выберем для них подарки. Игрушки, в названиях которых звук [р] звучит твердо, мы подарим Роме и будем складывать в синюю коробку. Игрушки, в названиях которых звук [рь] – мягкий, мы подарим Рите, и будем складывать в зеленую коробку.

Игрушки: РАКЕТА, ПИРАМИДА, ФОНАРИК, РАКУШКА, МАТРЕШКА, ПАРОВОЗ, КАРАНДАШИ, КАРЕТА, ГРИБ, РЕЗИНКА ДЛЯ ВОЛОС…

5. Звукослоговой анализ слов.

Логопед: Выберем 2 подарка, назовем их.

Логопед: Сделайте, пожалуйста, схему этих слов.

6. Припоминание слов со звуками [р – рь]. Игра «Нарисуем дом».

Логопед на доске начинает рисовать дом, предлагает детям назвать слова со звуками [р – рь], которые относятся к дому.

Логопед: Какие деревья со звуком [р] мы посадим около дома?

Логопед: А теперь давайте встанем и отдохнем.

7. Физминутка. «Рябинка».

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

Но рябинка тоже гнётся,

Не печалится – смеётся.

Резкий ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Дети потягиваются поднимают руки вверх.

Выполняют вращения туловищем вправо-влево.

Выполняют наклоны в стороны.

Дети машут руками, изображая ветер.)

8. Знакомство с буквой Р.

Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой Р. Буквой Р на письме обозначаются и твердый звук [р], и мягкий звук [рь]. Посмотрите на букву Р. На что она похожа?

Логопед: Напишите букву Р в воздухе.

Логопед: Как можно изобразить букву Р?

Логопед: Выложите букву Р на столе из счетных палочек.

Логопед: Откройте свои тетради. Напечатайте букву Р в строчку по образцу (большую и маленькую) .

Логопед: Напечатайте слоги: РА, РУ, РЫ, РИ

АР, ОР, ИР, УР

9. Работа с разрезной азбукой. Игра «Преобразование слов».

Логопед: Выложите слово «РИС». Из слова «РИС» сделайте слово «РОС»

«РИС» - «РОС» - «РОСА» - «РОЗА» - «РОМА» - «РАМА».

10. Составление предложений.

Логопед: Придумайте предложения со словами, в которых есть звуки [р]-[рь], составьте схемы этих предложений, выложите схемы на столе.

Заключительная часть 3 минуты

11. Подведение итогов занятия.

Логопед: С каким звуком мы играли на занятии?

Дети: Со звуком р.

Логопед: Напомните, звук [р] – он какой?

Логопед: Какой буквой мы обозначаем звуки [р] – [рь] на письме?

Логопед: Что вам понравилось на занятии?

Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки [р] – [рь], отвечали на вопросы, выполняли задания. А сейчас отдыхайте! До свидания!

Публикации по теме:

Конспект занятия по произношению и обучению грамоте «Звуки [р]-[р’], буква Р» Конспект занятия по произношению и обучению грамоте «Звуки [р – р` ], буква Р» (подготовительная к школе группа) Используемая программа.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звук [р-р`]и буква Р
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 14:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД