Приложение МААМ

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада (3 фото)

Татьяна Шестопалова
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Фото №1 Адаптация детей Фото №2 Адаптационный период в детском саду Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Практически все дети, которые приходят первый раз в детский сад, приходят в группу раннего возраста. Работающие воспитатели на группе раннего возраста, как никто из педагогов знают, что такое адаптационный период для ребенка, ведь для вновь поступившего малыша детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжелой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Воспитатели, работающие на группах раннего возраста, стараются помочь детям, облегчить и сделать этот процесс адаптации, более безболезненным.

Намеченные цели и задачи помогли пройти адаптационный период у детей без лишних стрессов.

Цель: Создание благоприятных условий в группе, через внедрение новых организационных методов и приёмов, для более успешной адаптации детей раннего возраста.

Задачи:

1. Формировать положительный настрой детей и родителей на детский сад.

2. Снижать эмоциональное напряжение и тревогу у детей и родителей.

3. Просвещать родителей по вопросам подготовки ребёнка к посещению детского сада.

В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада был сделан вывод : чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапность в работе всех участников (родителей воспитанников и педагогов).

I этап работы – направлен на изучение особенностей каждого ребенка. Выявить уровень интеллектуального, физического, социального развития, основных характеристик памяти, внимания, особенностей поведенческих реакций, изучаю уровень познавательной сферы, сформированность навыков самообслуживания, уровень тревожности. Индивидуальные психофизические характеристики фиксирую в индивидуальной карте развития ребенка, в которой ежедневно, с момента поступления ребёнка в детский сад, отмечаются результаты наблюдения по выделенным критериям.

С момента поступления ребёнка в детский сад начинается взаимодействие с родителями, которое помогает ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

Ещё до поступления малыша в группу устанавливаю контакт с семьёй. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями узнается, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребёнок тоже тревожится. Поэтому первая задача – успокоить, прежде всего, взрослых, пригласить их:

- прийти на детский праздник;

- проконсультироваться у психолога;

- посетить занятия;

- пройти с экскурсией по ДОУ;

- посетить «День открытых дверей».

- знакомлю с режимом дня;

Советовать родителям больше времени с ребенком находиться на свежем воздухе, что бы обеспечит продолжительный сон.

Беседуя с родителями, даются им методические рекомендации: «Невыносимый ребенок», «Почему дети кусаются», «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности, что могут сделать родители», «Как организовать для детей четкий распорядок дня». Рекомендованные в них советы, перечень художественной литературы помогают в индивидуальном подходе при взаимодействии с семьей. В родительском уголке размещаются «шпаргалки» для родителей, консультации, рекомендации, информацию о том, чему научились дети. Также в работе при взаимодействии с семьей активно внедряются новые информационные технологии, презентации. Мультимедийные просмотры для родителей дают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребёнка в семье и в обществе.

С первого этапа плавно переходим во II этап, развивающий. На основе наблюдений, которые помогают мне выстроить перспективу развития каждого ребенка, через систему игр, развлечений, создаю эмоционально – благоприятную атмосферу в группе.

Для воспитанников нужно создать оптимальную развивающую среду, обеспечивающую максимальный психологический комфорт каждому ребенку, чтобы развивалась его творческая инициатива, сотворчество и сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Нужно оформить группу так, чтобы детей, которые впервые пришли в детский сад, привлекло красивое, яркое, красочное оформление и игрушки. Все компоненты развивающей среды должны быть увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. В наличии должны быть материалы и оборудование для продуктивно-творческой деятельности. А так же оригинальный дидактический материал, изготовленный совместно с родителями (для театрализованной деятельности, развития сенсорных способностей, мелкой моторики рук и др.). Предметно-пространственная развивающая образовательная среда представлена:

I. Микросреда (зоны)

1. Спокойная зона (центры)

a) Центр познания (познавательно-исследовательская деятельность);

b) Центр природы

c) Центр книги

d) Домашняя зона (уголок уединения)

2. Зона средней интенсивности

a) Центр экспериментирования

b) Центр воды и песка

c) Центр конструирования (конструктивной деятельности)

d) Центр социально-эмоционального развития

e) Центр ИЗО-деятельности

3. Зона насыщенного движения:

a) Центр ряженья

b) Центр игры

c) Физкультурно-оздоровительный центр

d) Центр театра

e) Центр музыки

Для удовлетворения естественных потребностей детей в двигательной активности, формирование элементарной осведомленности в области охраны и укрепления здоровья и физической культуры, в соответствии с возрастными особенностями нужно проводить оздоровительные мероприятия, разработанные медицинскими работниками. Использую нетрадиционные виды закаливания: гимнастика на свежем воздухе, фито и аромотерапия, самомассаж, полоскание полости рта после приема пищи. В совместной деятельности применять здоровьесберегающие приемы – пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физминутки с использованием музыкотерапии, упражнения для коррекции глаз, элементы цветотерапии. Сформировать в группе «Папка здоровья» с разделами «Методический блок», «Исследовательский» и «Практический блок».

Систематическое применение в работе всех этих методов, позволит уменьшить заболеваемость детей в группе.

На III этапе провести заключительную диагностику по выявлению уровня адаптации воспитанников. Данные снова фиксируются в индивидуальных картах развития ребенка. По окончании адаптационного периода, адаптационный лист приложить к карточке наблюдения за развитием ребёнка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания ребёнка к условиям детского сада, выявить детей, которые плохо адаптируются к условиям детского сада (часто болеют, с трудом общаются как со сверстниками, так и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности, наметить ряд профилактических и если необходимо, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Таким образом, постановка цели и задач, а так же поэтапность в работе позволят ребенку легко адоптироваться к условиям детского сада.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко»Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко» В 2011 - 2012гг. я совместно со своими коллегами Мариной Корыстиной и Еланой Пазоной участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации.

Положение о школе «Молодая семья» 1. Общие положения: 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Опубликовано: 26 мая 2013 в 11:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шестопалова (УИ 108107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД