Ольга Прокофьева
Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Гдовский детский сад №4»
в детском саду»
Воспитатель: Прокофьева Ольга Николаевна
2016 год
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация детей в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу.
Конечно для нас, воспитателей группы "Цыпленок", как для любых педагогов, период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно было для нас заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка.
Мы отчётливо понимали, что дальнейшие задачи связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д. являются вторичными, так как их реализация может быть возможна позже, когда дети эмоционально успокоятся и пойдут на контакт.
Работая с детьми, впервые пришедшими в детский сад, мы столкнулись с тем, что все ребята очень разные по своим умениям, уровню физического и психологического развития. Кто – то очень плохо говорил, не ел самостоятельно, кто- то боялся детей и прибывал в постоянной тоске по маме. Некоторые дети умели всё, но не были часто в коллективе, поэтому могли ударить или толкнуть тех, кто приближался в их личное пространство. Некоторые из них были ослабленные, избалованны, капризны, отдельные дети дрались, кусались, не умели действовать с игрушкой. Малыши по-разному привыкали к детскому саду.
Актуальность проблемы адаптации на современном этапе определила выбор цели нашей работы: создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
-изучить проблему адаптации, ее виды и способы и выявить особенности адаптации детей к ДОУ.
- организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей и программой ДОУ.
- создать систему взаимодействия с родителями.
Принципами нашей работы по адаптации детей в ДОУ являются :
- создание предметно-развивающей среды в группе,
- методы и приемы первого контакта взрослых с детьми,
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации,
- индивидуальный подход к ребенку,
-учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста,
- контроль над физическим состоянием ребенка,
- работа с родителями.
Переступив порог детского сада, ребенок попадает в общество равных себе. Режим ставит его перед необходимостью действовать, как все дети. Нам предстояло приобщить детей к единому образу жизни, обстановке, порядку, а главное к новым людям – к сверстникам и взрослым.
В процессе адаптации ребенка в ДОУ мы использовала такие формы и способы адаптации детей как :
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- знакомили малыша и родителей с группой, с расположением и назначением комнат;
- показывали развивающую среду, игровые зоны;
- предлагали родителям принести в группу любимую игрушку малыша;
- устанавливали правильные взаимоотношения со сверстниками;
-для поддержания и развития благоприятной атмосферы группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, используем ритуалы: торжественную встречу детей каждый понедельник под названием «Утро радостных встреч», «Встреча с новой игрушкой», ежедневно «Утреннее приветствие», с включением психолого-коррекционных упражнений «Ладонь в ладонь», «Я самый - самый».
- проводили совместные игры на сближение, например «Поезд», «Каравай», «Карусель», «Найди друга», «Давайте познакомимся»;
- создавали игровые ситуации, например «Поиграл – дай сверстнику», «Покажем Мишке, как правильно одеваться, мыть ручки и т. д.);
-при первом знакомстве с родителями наших воспитанников мы рассказывали им об особенностях периода адаптации, режиме дня, необходимости в это время быть терпеливыми и внимательными к своему ребенку.
Организация условий для адаптации детей раннего возраста.
Свою работу мы начали с создания условий в группе. Позаботились об оформлении, создали необходимый уют, обеспечили игры детей пособиями, игрушками, организовали игровые уголки. Хорошая обстановка важна тем, что снимает неудовлетворенность в настроении детей. А разнообразие и правильное расположения игрушек помогают в налаживании дружеских отношений детей.
Привыкание ребенка к детскому саду старались облегчить тем, что первые 1-2 дня прием нового малыша, проводили на прогулке, где он присматривался к другим ребятам, к нам, играл с мамой. Затем принимали ребенка на несколько часов в группе, с постепенным удлинением пребывания. В первые дни ребенок находился все время около нас, за всем происходящим он только наблюдал. Необходимо сформировать у него чувство уверенности, сознание того, что в детском саду ему будет хорошо и интересно. Для этого старались с ребенком устанавливать такие отношения, чтобы мы для него стали близкими людьми. В результате ребенок охотно начинает ходить в группу, улыбается, радуется, когда видит нас, обращается к нам за помощью.
Вся работа проводится в игровой форме - это способствует заинтересованности каждого малыша. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя много предварительной и индивидуальной работы (наблюдения, эксперименты, дидактические игры, беседы и т. д.) и работу для закрепления нового материала и обрабатывания техник и приёмов.
Дети раннего возраста подвержены частыми инфекционными заболеваниями. Поэтому большое внимание в нашей группе уделено оздоровлению и здоровье - сберегающему фактору.
Каждый новый день начинается с утренней гимнастики в игровой форме.
Продолжение - полноценный завтрак. Маленьких детей сложно уговорить поесть, поэтому мы устраиваем конкурс «чистых тарелок», приводим примеры итогов поедания вкусной кашки. При этом не забываем интересные потешки,песенки «Кашка из гречки - где варилась? В печке. Сварилась, упрела, чтоб деточки ели!».
Очень важно для детей каждодневное пребывание на свежем воздухе. Это прогулки.
Большое внимание уделяем обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Не у всех это получается, некоторые до сих пор могут намыливать руки, пока не остановишь. Но фундамент в гигиеническом воспитании, конечно, заложен.
Каждый день в режимных процессах мы используем упражнения на дыхание «Пузырь», «Воздушный шарик», и т. д., различные физминутки. В данный момент большинство детей из группы чётко и с движениями воспроизводят физминутки.
Сон для малыша - главная составляющая его самочувствия и хорошего настроения. Поэтому мы стараемся уложить каждого ребёнка в индивидуальном порядке. Не секрет, что многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение полноценного отдыха для детей дошкольного возраста трудно переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной мотивации на режимный момент сна использовала мягкие игрушки, объясняя присутствие данных игрушек в спальне тем, что это «Сонные игрушки», им очень хочется спать, но они не могут уснуть без вашей помощи. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая ее, засыпают. Использование таких «Сонных игрушек» позволило улучшить эмоциональный фон сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно засыпающих детей.
Следующая ступень - гимнастика пробуждения.
Мы постарались организовать и предметно – развивающую среду, чтобы дети могли найти себе занятие по душе.
- «Развивающие игры». Сюда вошли игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это пирамидки, рамки - вкладыши, игры - шнуровки, кубики и т. д.
- «Моя семья» - красочный домик это уголок для девочек. Здесь находятся разнообразные игрушки: куклы, мебель, посуда.
- «Спортивный уголок». Это спортивный инвентарь (мячи, кегли т. д., игрушки-качалки, сухой бассейн.
- «Музыкальная шкатулка». Здесь присутствуют детские погремушки, бубны, дудки, детские музыкальные инструменты.
- «Уголок природы» Здесь расположены тематические картинки, растения, дети знакомятся с временами года и погодой.
- «Конструирование». Здесь находится большое количество строительного материала, различные виды конструкторов.
- «Уголок уединения». Это детская палатка, внутри которой находятся мягкие подушки, развивающий коврик, палатка украшена атласными лентами, которые мягко колышутся при движении.
- «Мы читаем». Здесь расположены разнообразные книги со сказками, картинками, детскими стихами.
Многообразие созданных игровых зон способствует познанию детьми целостной картины окружающего мира. В данный момент мы работаем над созданием «Уголка ряженья».
В приемной оформлен красочный стенд «Для вас, родители!».
Фотовыставка «Наш любимый детский сад»
Информация с советами по воспитанию.
«Уголок забытых вещей» с Машей – растеряшей.
«Полянка творчества
Ежедневно обновляется информация на стенде «Меню».
Адаптирующегося родителя отличает :
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Мы даем советы родителям, напоминаем чего нельзя делать ни в коем случае:
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.
• в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Мы предупреждаем родителей, что, отдавая ребенка в ДОУ, они могут столкнуться с трудностями:
• в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
• частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
• ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
• сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.
Рекомендуем родителям :
• как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
• когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?
В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.
Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов, строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!
Мы выбирали разнообразные направления работы с родителями : индивидуальные беседы, консультации, памятки, проведено родительское собрание на тему : "Адаптация детей к детскому саду".
Очень важно приобщать родителей к совместному творчеству и участию в жизни детского сада. Необходимо, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Главное условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Результаты и выводы.
Период адаптации условно разделяют на три уровня:
1 уровень - период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).
2 уровень - дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сначала плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются с взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней).
3 уровень - при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со сверстниками и взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
Была проведена оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ.
Обобщая результаты опыта видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 5 человек показали именно такой уровень, у 2 человек наблюдался средний уровень, лишь у 3 детей уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. Почти никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в большинстве своем, 7 человек ощущают себя комфортно. У них отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Лишь один ребенок остался на низком уровне эмоционального благополучия. Степень адаптации в основном легкая и средняя.
Проводя анализ результатов, можно заключить, что проделанная нами работа является успешной, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей, а созданные условия – благополучными. Следует отметить, что целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты и облегчает привыкание ребенка к новым условиям.