Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования

Ольга Якурина
Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования

В результате реформирования современного дошкольного образования в вопросах развития потенциальных сил ребенка образовался кризис. Именно поэтому развитие такого качества личности, как исследовательская активность, становится актуальной педагогической задачей. Готовность к деятельности есть сложная динамическая система, включающая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики ребенка. Сензитивным периодом развития интеллектуальной готовности ребенка, его приобщения к познанию окружающего мира, начальной социализации, исследовательской активности является старший дошкольный возраст. Именно в этом возрасте активизируются самостоятельность мышления, познавательный интерес ребенка к продуктивной деятельности. Качественное обновление образования позволяет вносить в образовательный процесс дошкольных учреждений различные формы исследовательской деятельности, которая дает возможность реализовать развитие субъектной позиции ребенка. По мнению многих ученых (А. Н. Поддьяков, Е. А. Буянова и др.) основы исследовательской активности личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Именно современное дошкольное образование призвано обеспечить самореализацию ребенка, способствовать развитию его исследовательской активности [1].

Процесс формирования исследовательской активности у детей дошкольного возраста является крайне важным, потому что развитие этого качества личности позволяет критически оценивать различные ситуации, адекватно воспринимать объективный мир, подходить творчески и по-новому к решению различных задач. Активность ребенка реализуется в состоянии его готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе оптимальных путей достижения поставленной цели, получении адекватных результатов. Исследовательскую активность ребенка О. В. Киреева понимает как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности [2].

Исследовательская активность определяется как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств. Исследовательская активность дошкольника представляет собой настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности. Исследовательская активность включает в себя мотивационный, исследовательский, содержательный и операциональный компоненты.

Старший дошкольный возраст занимает особое место в периоде детства. К нему можно отнести возраст детей от 5, 5 до 7 лет. По мнению И. В. Шаповаленко, этот возрастной период играет особую роль в личностном, психологическом,творческом развитии ребенка: начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведение. Логическое мышление ребенка в данный возрастной период является важнейшим моментом в процессе познания [3]. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического. Преимуществом этой формы мышления является возможность отражать существенные связи и зависимости между предметами внешнего мира. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его исследовательскую деятельность. Р. С. Немов подчеркивает, что к старшему дошкольному возрасту нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. В ходе исследовательской деятельности старшие дошкольники получаются реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; у детей происходит обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций для получения новых знаний и исследовательских открытий [4].

Планирование исследовательской деятельности дошкольника должно иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно направленной на потребности и интересы конкретного ребенка. Необходимо учитывать содержание и формы, проектирующие определенный тип сознания и мышления детей. Исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречия с представлениями детей. По мнению Е. А. Буяновой, поисковая, исследовательская активность при этом будет являться одним из основных механизмов развития в ребенке исследователя, экспериментатора [5].

Анализ литературных источников (О. А. Зыкова, А. В. Хаярова и др.) показал, что метод экспериментирования позволяет детям дошкольного возраста получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Детское экспериментирование активизирует мыслительные процессы, формирует самостоятельность, способность преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата [6;7]. Экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию, стимулирует их к получению новых знаний. По нашему мнению, эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать собственную модель видения окружающего мира, его предметов и явлений.

Базой исследования явилось МАДОУ «Опытно-экспериментальная работа представляла собой психолого-педагогический эксперимент,состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Были выдвинуты критерии и уровни сформированности исследовательской активности старших дошкольников. В экспериментальном исследовании были заняты 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Испытуемая группа дошкольниковбыла условно разделена на две: контрольную группу (10 детей) и экспериментальную группу (10 детей).

Целью констатирующего эксперимента было выявить уровни сформированности исследовательской активности у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Результаты диагностического обследования показали, что низкий уровень составил 20% у детей экспериментальной группы и 30% у детей контрольной группы; средний уровень составил 70% в экспериментальной и 60% в контрольной группе; высокий уровень в обеих группах составил 10%.

Формирующим этапом эксперимента было охвачено 10 детей экспериментальной группы. Осуществлялась работа по формированию исследовательской активности у старших дошкольников посредством экспериментирования. Мы предположили,что данный процесс будет более успешным при соблюдении следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; поддержка стремления, активности и интереса детей к исследовательской деятельности в различных формах жизнедеятельности детского сада; создание предметно-развивающей среды экспериментирования; целенаправленное и систематическое включение детей в экспериментирование, побуждение их к самостоятельным экспериментам. Для реализации данных условий проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.

На этапе контрольного эксперимента были заняты дети экспериментальной и контрольной групп. Целью данного этапа было проверить эффективность внесения метода экспериментирования в процесс формирования исследовательской активности старших дошкольников. Результаты контрольного обследования показали, что на 20% сократилось число испытуемых экспериментальной группы, отнесенных к низкому уровню сформированности исследовательской активности; на 10% повысился указанный высокий уровень. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы произошла положительная динамика в проявлении исследовательской активности по всем компонентам. Это проявлялось в выраженном интересе детей к экспериментированию, в освоении исследовательских умений, исследовательском поиске и достижении результата, в желании самостоятельного исследования и познания. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности экспериментирования как средства формирования исследовательской активности старших дошкольников.

Список использованных источников

1. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте / А. Н. Поддьяков. – Дисс. …д-ра психол. наук. – М.: Фак-т психологии МГУ, 2001. – 112 с.

2. Исследовательская деятельность в ДОУ / Т. Гостевская и др. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 37-42

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

4. Немов, Р. С.Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х кн. Кн.2 : Психология образования / Р. С. Немов. –М.: ВЛАДОС, 1995. – 608 с.

5. Буянова, Е. А. Элементарное экспериментирование для детей 5-7 лет / Е. А. Буянова, Т. Дикун // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 1. – С. 68-76

6. Зыкова, О. А. Экспериментирование с живой и неживой природой / О. А. Зыкова. – М.: Сфера, 2013. – 98 с.

7. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12-16

Публикации по теме:

Некоторые актуальные проблемы современного ребёнка НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА. Григорян Лусине Владиковна г. Москва Современный ребенок - это необыкновенный ребенок.

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Дарья Челондаева. Актуальные проблемы профессиональной.

Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество.

Актуальные проблемы в сфере дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста Что собой представляет дополнительное образование? Дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение.

Актуальные проблемы современного дошкольного образования  Много лет работаю в системе дошкольного образования и поэтому все успехи и проблемы этой системы хорошо представляю. В статье хочу поделиться.

Из опыта работы ДОУ и СОШ в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования Из опыта работы по организации преемственности детского сада №96 и школы №40 г. Владикавказа в условиях реализации ФГОС ДО. "Школа не должна.

Познавательный проект в подготовительной группе «Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования» Познавательно - творческий проект в подготовительной школе Подготовительная группа Актуальность проекта «Быть готовым к школе- не значит.

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он.

Презентация на тему «Преемственность дошкольного и начального уровней образования» 2 слайд «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Зима
Автор публикации:
Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 22:14
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха

Воспитатели и учителя ещё до нынешних странных и небывалых событий со всеобщим карантином приготовили новые сценарии к 1 апреля. Разумеется, никто и представить себе не мог, что все будут отправлены по...

1 апреля. День весенних стенгазет на МААМ

Весна — лучшая художница. Уверенно держит кисть с яркой краской и меняет черно-белый однообразный пейзаж зимы на разноцветное панно. Сине-желтый ковер из первоцветов, сочная зеленая травка, цветущие...

Оформление уголка патриотического воспитания «В жизни всегда есть место подвигу»
Год за годом уходит в прошлое одна из самых кровопролитных и вместе с тем памятных страниц истории нашего Отечества. Время всё дальше отодвигает события...
Проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль!»
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели. Цель проекта: Используя доступные средства, уточнить, что такое соль? Какие виды соли...
Детский мастер-класс по аппликации «Подснежники»
Ребята группы выполняли мастер – класс «Подснежники» в смешанных техниках: аппликации и конструктивного моделирования. Материал для выполнения мастер...