Галина Костина
«Аптекарский огород» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Аптекарский огород»
Костина Галина Владимировна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14»
город Муром Владимирской области.
Умение любить природу не приходит само. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые в яркой эмоциональной форме преподносят детям взрослые. И здесь многое зависит от умения взрослого научить детей узнавать каждое растение и оберегать его. Наибольший результат достигается через непосредственные наблюдения в живой природе. Поэтому на территории нашего детского сада мы разбили аптекарский огород.
Публикация «„Аптекарский огород“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Лекарственные растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Спрос на растения с каждым годом увеличивается, опережая рост заготовок сырья. Расширение же сбора лекарственных растений без учёта скорости их восстановления ведёт к уменьшению, а в отдельных случаях и исчезновению некоторых видов.
Выращивание целебных трав и растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей. Лекарственные растения не трудно вырастить из семян, можно размножать черенками или делением корневища. Уход за «зелёной аптекой» несложен, он заключается в рыхлении почвы, прополке и подкормке растений.
Цель: Развитие ребёнка как субъекта собственного здоровья.
Задачи: Учить узнавать и правильно называть лекарственные травы.
• Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
• Формировать умения и навыки по уходу за растениями.
• Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, желание и умение оказывать ей помощь.
• Воспитывать эстетические чувства.
• Укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
• Развивать творчество, воображение, мышление, память.
Условия при разбивке аптекарского огорода :
• Наличие естественного ландшафта.
• Организация разнообразной экологической ориентированной деятельности детей: познавательной, трудовой.
Этапы работы на аптекарском огороде :
• Трудовая деятельность:
1. Планировка огорода.
2. Перекопка почвы (первую вскопку делают взрослые, повторную – дети, небольшими подгруппами).
3. Рыхление землю граблями: разбивка комьев, выборка остатков травы.
4. Оформление гряд с помощью колышек.
5. Утаптывание междугрядья.
6. Рассматривание и сравнивание семян, черенков, корневищ разных трав.
7. Посев семян в землю или высаживание черенков, корневищ в грунт.
8. Уход за всходами поливка, прополка, рыхление, подкормка.
• Познавательная деятельность:
1. Наблюдая первые всходы, надо обратить внимание на то, что не все растения одинаковые: большинство выросло из тех семян, которые были посеяны, а некоторые - из оставшихся в земле корней.
2. Подробное ознакомление с растением.
3. Обследование (стебель, листья, цветы, запах).
4. Характер поверхностного покрова.
5. Познакомить с условиями его обитания.
6. Рассказать какую часть растения собирать, как именно и для чего его применяют.
Правильная организация познавательной деятельности позволяет детям получать определенные знания о растениях, устанавливать простейшие связи между различными явлениями, способах сбора и применения.
При привлечении детей к сбору лекарственного сырья им необходимо рассказать, какую часть растения собирать и как именно и для чего его применяют.
Твердо соблюдать закон: ни в коем случае не употреблять в пищу неизвестные растения.
Правила поведения на аптекарском огороде :
• Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.
• Если кто-то идёт навстречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать на газон.
• Если увидишь мусор, надо подобрать его.
• Нельзя рвать цветы, травы, ломать ветки кустов и деревьев.
• Собирать лекарственные травы надо столько, сколько необходимо для дела.