Наталья Болховитина
Арт-терапия в коррекции детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольный период происходит развитие познавательных процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Так же формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. Именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: политические, социально-экономические и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Таким образом, исходя из выше сказанного, возникает необходимость в урегулировании детско-родительских отношений. Существует различные формы и методы, но на наш взгляд для создания позитивных эмоциональных отношений между взрослым и ребенком- это арт- терапия.
Публикация «Арт-терапия в коррекции детско-родительских отношений» размещена в разделах
Арт-терапия появилась в системе образования совсем недавно, но практикуется в дошкольных образовательных учреждения и школах специалистами. Существует различные ее формы: индивидуальная, групповая и семейная.
Семейная арт-терапия используется в коррекции детско-родительских отношениях. Она позволяет развивать комплекс психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации ребенка, снять тревожность и предупредить негативные эмоции в межличностных отношениях с родителем. Так же благотворно влияет непосредственно на родителя: повышает внешние и внутренние ресурсы, профилактика синдрома профессионального выгорания, стабилизирует эмоциональный фон.
Зная некоторые условия и формы проведения арт-терапии можно использовать эту технику дома.
При проведении арт-терапевтического занятия обычного обязательными являются такие условия, как:
Неограниченная свобода выбора изобразительных материалов и способов работы с ним, тем и сюжетов для творчества;
Партнерство в отношении ребенка и родителя;
Материал для совместного творчества самый разнообразный.
В процессе изобразительного творчества можно поставить спокойную расслабляющую музыку или побеседовать спокойным и ровным тоном.
В ходе рисования обратите внимание, каким цветом рисует ваш ребенок:
Желтый- жизнерадостность;
Синий – спокойствие, умиротворение;
Розовый – беспечность и т. д.
Характер линий и общую композицию сюжета можно отнести следующие особенности:
Особенности реакции на стресс;
Агрессивность;
Отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи
В целом в процессе рисования возможно увидеть целостную картину происходящего.
Если же ребенок по каким-либо причинам отказывается рисовать, можно предложить изобразить рисунок семьи и непосредственно обсудить с ним волнующие его вопросы, что дает возможность больше узнать о своем ребенке.
Желаем творческих успехов!