Папки-передвижки

Арттерапия — способ развития речи и художественных способностей детей

Елена Антонцева
Арттерапия — способ развития речи и художественных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них имеется большой процент детей с нарушением психических функций.

В процессе работы в детском доме мною было подмечено, что в поведении детей дошкольного возраста отмечаются колебания: у некоторых появляется утомление, проявляющееся снижением интереса к занятиям, непоседливостью, изменением эмоционального фона настроения, снижение темпа психической активности (медленно включаются в задания, долго обдумывают заданный вопрос). У большинства малышей имеются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Выявляется несформированность навыков самообслуживания, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей – дошкольников отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности, недостаточно сформированный уровень вербально – логического мышления, слабая память.

Публикация «Арттерапия — способ развития речи и художественных способностей детей» размещена в разделах

Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием аграмматизмов. В наибольшей степени страдает связная речь.

Недостатки эмоционально – волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм и т. д.). Отмечаются проблемы формирования нравственно – этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствии критики. Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Несвоевременная коррекция чревата устойчивым низким уровнем обучаемости и несформированностью социальной зрелости. Группы в дошкольных учреждениях, укомплектованные детьми, имеющими различные нетяжелые нарушения развития, не могут работать по существующим программам, и требуются специальные методические разработки, определяющие организацию и содержание коррекционно – педагогического процесса.

С целью преодоления негативных последствий мною была пересмотрена система педагогического воздействия. Приоритетным направлением моей работы является развитие коммуникабельных способностей детей, т. к. развитие речи - это основа свободно и логично излагать свои мысли, знакомиться с окружающим миром, адаптироваться в обществе.

Мною разработаны интегрированные занятия, где речевые задачи решаются при помощи элементов арттерапии. Интеграция в системе специально – организованных занятий очень актуальна, так как:

- интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

- помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

- развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства

- воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.

Воспитательное воздействие отдельно - взятого вида искусства велико (литература, рисование, музыка, театрализованная деятельность, но синтез нескольких видов искусств многократно увеличивает ее воздействие на ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Разучивая стихи, игры с движениями, обыгрывая и ритмически их оформляя, у детей развивается не только память, но и чувства ритма и темпа.

Привить любовь и интерес к литературе можно, применяя несколько несложных советов:

-ежедневно читать детям литературу, соответствующую возрасту и подготовки детей

-стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменение тембра голоса,

-рассматривать иллюстрации к произведению во время чтения

-систематически оформлять книжные уголки по тематике

-прививать привычку бережного обращения с книгой.

Применение изотерапии позволяет развить эстетический вкус и снизить переживание чувства одиночества, повышенную тревожность, страхи, искаженную самооценку, повысить уровень развития мелкой моторики руки. Каждый ребенок, испытывающий страх перед чистым листом и говоря: «я не умею», на подобных занятия имеет потрясающий успех, т. к. используются нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тампоном, печатками, оттиском, в технике «граттаж», «монотиии» и др.

Театрализованная деятельность помогает через игру, фантазию и сочинительство эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, обучить чувствованию и художественному воображению. Игры- путешествия, этюды на воображение, игры- импровизации, мини – этюды, появление сказочных персонажей, участие самих детей в постановках кукольных спектаклей, играх-драматизациях - все это способствует развитию диалогической, монологической речи, звуковой культуры языка и фонематического слуха

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество, актерской игры. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

На время общения с искусством ребенок уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, и тревожности или от внутрисемейных отношений. В ходе общения с искусством ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным. Отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.

Работа с детьми строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. Поэтому считаю, работу с применением арттерапиив воспитательно - образовательном процессе наиболее целесообразной.

Публикации по теме:

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей В своей работе использую здоровьесберегающие технологии -как системный подход к обучению и воспитанию,построенный на стремленние педагога.

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арттерапия — способ развития речи и художественных способностей детей
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 14:34
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арттерапия — способ развития речи и художественных способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Антонцева (УИ 138194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД