Папки-передвижки

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада

Екатерина Римлянская
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Особенности развития в дошкольном возрасте

Проблемы детского сада

Каждому человеку, не зависимо от его возрастного этапа нужна семья, ее отсутствие невосполнимо не чем. Дети, которые растут вне семьи: домах малютки, приютах, интернатах – идут по особому пути развития. Сам путь является непростым и формирует:

• Специфический характер

Публикация «Дети, оставшиеся без попечения родителей, Особенности развития в дошкольном возрасте, Проблемы детского сада» размещена в разделах

• Специфическое поведение

• Специфические качества личности

Все это отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует появлению в нем сильных качеств для дальнейшей успешной социализации. Учитывая такую важность семьи в жизни ребенка, Правительство РФ приняло законы, позволяющие вмещать детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.

Безусловно, тяжело вырвать ребенка из среды «детского дома» и посадить в условия благоприятной семейной системы, но как только происходит вмещение ребенка под опеку, чудесного исцеления травмированной души не происходит, ребенок выделяется поведением и внешним видом. Про таких детей нельзя сказать, что они хуже, чем обычные дети- они просто другие. Так в чем же заключается их разница?

Основной травмирующей причиной является снижение материнской любви для одних и полное ее отсутствие для других, именуемой «Депривация», в следствии которой в раннем возрасте не наступает удовлетворение потребностей. Испытывая материнскую (семейную) депривацию «детдомовцы» получают задержки в развитии :

Эмоциональном – недостаток впечатлений. В обзор малыша попадает потолок и изредка игрушки, только после того как ребенок сможет усаживаться самостоятельно и вставать, он сможет оглядываться по сторонам интерьера. А эмоции радости, любви, настоящей печали- сохраняются в неизвестности из-за отсутствия в жизни материнских рук.

Физическом – такого рода активность сведена до минимума или вообще не поощряется, пространство ограничено. Такие дети до трех лет имеют слаборазвитые мышцы, а единственная активность заключается в сосании пальцев и махании рук.

Интеллектуальном – оторванность от внешнего мира не позволяет расширить кругозор, не возможность сменить обстановку прививает страх общения с другими людьми. Встречаются случаи когда выходя за стены детских учреждений, у детей происходит испуг от механических, электрических приборов; ярких вещей.

Я не хочу утверждать, что в детских домах издеваются над сиротами, или пускают их на самотек серости, не проявляя к ним интерес. Все это объяснимо количеством детей и работников. Воспитатели просто не могут уделить внимание всем детям одновременно, деля его на всех одинаково мало. С точностью было б все по-другому, не попади малыш в детский дом : родители и куча родственников у которых можно было изучать эмоции, сидеть на руках и смотреть в окно.

Реальность такова что даже слезы для сирот теряют ценность, так как остаются незамеченными ни кем.

Дети, перенесшие депривацию в детстве, продолжают испытывать недоверие к миру и на протяжении всей жизни, базисное доверие остается несформированным.

«Есть 8 стадий жизненного цикла, Базисное доверие –формируется на первой стадии, путем общения с матерью, проще говоря «мама рядом значит все в порядке». Тут и начинается пустота, «мамы нет», как бы не шло развитие остальных стадий, западание доверия будет всегда».

Рассмотрим момент, когда в жизни малыша случается чудо, наконец, пусть с небольшим опозданием, приходит приемная «мама»… и начинается другая жизнь с большим количеством событий, где детский сад открывает двери.

Период адаптации к садику будет непростым, так как за небольшой промежуток времени это будет не первая адаптация к новым условиям, причем ребенку в этом возрасте еще труднее запомнить все навалившиеся правила и лица. Он как будто попадает в космос: все вокруг новое, незнакомое и в общем потоке дети с несформированной привязанностью, теряют маму, не понимают кто она из общего количества теть. Дети по своему опыту знают, как выглядит детское учреждение, и ступая на порог детского сада в головке ребенка возникает картина, знакомая до боли: много детей, узкие коридоры, комнаты с типовыми игрушками, запах еды, одинаковые тарелки, общий туалет, качели за окном, тети в белых халата». Как вы думаете на что это похоже? Конечно это воспоминание о сером и недавно минувшем. О чем ребенок думает входя в детский сад?. «заберут ли меня?»; «Какая теперь мама меня возьмет?».

Не стоит удивляться если территория сада будет вызывать у малыша слезы.

В таком случае стоит облегчить привыкание воспитателя к особенностям нового ребенка, основная задача родителя : не быть замкнутым рассказать о нелегкой судьбе ребенка и его появлении в семье. После разговора работникам станет понятнее как выстраивать работу с новичком и где уделить больше внимания.

Дети с неразборчивой привязанностью (сироты) могут подходить к любым взрослым пришедшими за своими детьми, обниматься с ними и усаживаться к ним на руки. Конечно этот факт не будет означать что дома малыша обижают, не дают ласки и тепла: все это есть, но конкуренция за «родительство» будет сохраняться в условиях двойной адаптации длительный срок. Воспитатель группы на прямую в восприятии таких детей является мамой.

Странное поведение таких малышей еще не все что может ожидать педагога, новые условия размоют все имеющиеся навыки (ненадолго проявится стресс) : драчливость, отказ от еды, потеря сна, энурез, непредсказуемое справление нужды, крайняя заторможенность.

Общие особенности детей дошкольного возраста (в следствии депривации) :

— Имеет плохой аппетит

— Малый вес

— Плохой сон

— Ряд заболеваний

— Менее капризны и плаксивы

— Менее разговорчивы (ОНР)

— Редко выходят на контакт по своей инициативе с другими ребятами.

Не стоит торопиться готовить такого малыша к школе, обучение не будет успешным, по причине не заполненного умения играть - ведь это является ведущей деятельностью до 7 лет. В данном случае сложно назвать игровую деятельность - ведущей, ведь было лишь ее частичное присутствие. Школьная зрелость не наступает.

«Школьная зрелость– процесс созревания мозговых структур, которые отвечают за возможность обучаться в школе, признаком которой является способность детей выстраивать игровой сюжет.

И здесь можно вспомнить нахождение в кроватке лежа, глаза в потолок…. и серые игрушки детского дома, что все это даст возможность вывода о умении играть.»

Интеллектуальные особенности детей- сирот :

Неспособность на длительное время сосредоточится на своих действиях, переключается на попадающиеся предметы.

Использование увлеченного предмета в абсурдных неприемлемых целях.

Способность выполнения действий, одобряемых взрослым, но не иметь личного целеполагания.

Способность к сотрудничеству со сверстниками не наблюдается.

Вовремя чтения ему книги, не проявляет познавательной активности, не задает вопросов.

Через 5-7 минут беседы отвлекается.

Боязнь самостоятельных действий.

Отсутствие бережливости вещи

Безусловно тяжело уделять ребенку внимание при наполняемости групп детского сада. К взаимодействию целесообразнее будет позвать узких специалистов, где на индивидуальных занятиях у ребенка будут восполняться пробелы – такая работа принесет свои плоды, поможет малютке вступить на тропу «первоклассника».

Встречаясь с такого рода проблемами, родители и педагоги дошкольных учреждений испытывают разочарование. Главное помнить, что это ребенок, которому нужно помочь, не ждать чудес, а добросовестно работать в нужном направлении, не оскорблять и не сравнивать его с другими детьми, только с его вчерашними достижениями и его сегодняшними, не забывая о поощрении. Используйте в учебной деятельности упражнения по развитию понятийного мышления: Задачи на классификацию: «Четвертый лишний», «Матрица» «Лабиринт». Такие занятия могут научить детей: геометрическим фигурам, размерам, цветам, признакам, обобщению и не будут грустно и навязчиво выглядеть, сохраняя игровой момент. Рисование- это особый путь познания человека и окружающего мира – рисунок дает возможность наглядно закреплять информацию и ощущать ребенку свое тело. А если родители принимают в дар его творение, это еще больше стимулирует малыша к труду.

Отставание малыша, оставшегося без попечения родителей, от общей группы в детском саду, будет заметно только на первых парах, потому что в начале своего жизненного пути он был занят выживанием, а не развитием и познанием мира.

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003

2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991

3. Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПБ,-М., 2003.

4. Прихожан А. М. Толстых Н. Н. Психология сиротства: научный контекст, исследование проблемы 2005

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте» Установление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, на кото-ром формируются психологические меха-низмы внимания, ощущений и.

Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков всегда будут стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для воспитателей по созданию ППР среды по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте детского сада Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный.

Особенности проведения подвижных игр в среднем дошкольном возрасте. Выступление на педсовете Выступление на педагогическом совете 19 декабря 2013 г. воспитателя средней группы Подвижная игра – упражнение, посредством которого ребенок.

Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер. Несомненно, умение правильно говорить – это один из важнейших компонентов.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Особенности изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте КАК ПОНИМАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада
Опубликовано: 22 января 2019 в 10:05
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД