Получи документы

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада

Екатерина Римлянская
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Особенности развития в дошкольном возрасте

Проблемы детского сада

Каждому человеку, не зависимо от его возрастного этапа нужна семья, ее отсутствие невосполнимо не чем. Дети, которые растут вне семьи: домах малютки, приютах, интернатах – идут по особому пути развития. Сам путь является непростым и формирует:

• Специфический характер

Публикация «Дети, оставшиеся без попечения родителей, Особенности развития в дошкольном возрасте, Проблемы детского сада» размещена в разделах

• Специфическое поведение

• Специфические качества личности

Все это отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует появлению в нем сильных качеств для дальнейшей успешной социализации. Учитывая такую важность семьи в жизни ребенка, Правительство РФ приняло законы, позволяющие вмещать детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.

Безусловно, тяжело вырвать ребенка из среды «детского дома» и посадить в условия благоприятной семейной системы, но как только происходит вмещение ребенка под опеку, чудесного исцеления травмированной души не происходит, ребенок выделяется поведением и внешним видом. Про таких детей нельзя сказать, что они хуже, чем обычные дети- они просто другие. Так в чем же заключается их разница?

Основной травмирующей причиной является снижение материнской любви для одних и полное ее отсутствие для других, именуемой «Депривация», в следствии которой в раннем возрасте не наступает удовлетворение потребностей. Испытывая материнскую (семейную) депривацию «детдомовцы» получают задержки в развитии :

Эмоциональном – недостаток впечатлений. В обзор малыша попадает потолок и изредка игрушки, только после того как ребенок сможет усаживаться самостоятельно и вставать, он сможет оглядываться по сторонам интерьера. А эмоции радости, любви, настоящей печали- сохраняются в неизвестности из-за отсутствия в жизни материнских рук.

Физическом – такого рода активность сведена до минимума или вообще не поощряется, пространство ограничено. Такие дети до трех лет имеют слаборазвитые мышцы, а единственная активность заключается в сосании пальцев и махании рук.

Интеллектуальном – оторванность от внешнего мира не позволяет расширить кругозор, не возможность сменить обстановку прививает страх общения с другими людьми. Встречаются случаи когда выходя за стены детских учреждений, у детей происходит испуг от механических, электрических приборов; ярких вещей.

Я не хочу утверждать, что в детских домах издеваются над сиротами, или пускают их на самотек серости, не проявляя к ним интерес. Все это объяснимо количеством детей и работников. Воспитатели просто не могут уделить внимание всем детям одновременно, деля его на всех одинаково мало. С точностью было б все по-другому, не попади малыш в детский дом : родители и куча родственников у которых можно было изучать эмоции, сидеть на руках и смотреть в окно.

Реальность такова что даже слезы для сирот теряют ценность, так как остаются незамеченными ни кем.

Дети, перенесшие депривацию в детстве, продолжают испытывать недоверие к миру и на протяжении всей жизни, базисное доверие остается несформированным.

«Есть 8 стадий жизненного цикла, Базисное доверие –формируется на первой стадии, путем общения с матерью, проще говоря «мама рядом значит все в порядке». Тут и начинается пустота, «мамы нет», как бы не шло развитие остальных стадий, западание доверия будет всегда».

Рассмотрим момент, когда в жизни малыша случается чудо, наконец, пусть с небольшим опозданием, приходит приемная «мама»… и начинается другая жизнь с большим количеством событий, где детский сад открывает двери.

Период адаптации к садику будет непростым, так как за небольшой промежуток времени это будет не первая адаптация к новым условиям, причем ребенку в этом возрасте еще труднее запомнить все навалившиеся правила и лица. Он как будто попадает в космос: все вокруг новое, незнакомое и в общем потоке дети с несформированной привязанностью, теряют маму, не понимают кто она из общего количества теть. Дети по своему опыту знают, как выглядит детское учреждение, и ступая на порог детского сада в головке ребенка возникает картина, знакомая до боли: много детей, узкие коридоры, комнаты с типовыми игрушками, запах еды, одинаковые тарелки, общий туалет, качели за окном, тети в белых халата». Как вы думаете на что это похоже? Конечно это воспоминание о сером и недавно минувшем. О чем ребенок думает входя в детский сад?. «заберут ли меня?»; «Какая теперь мама меня возьмет?».

Не стоит удивляться если территория сада будет вызывать у малыша слезы.

В таком случае стоит облегчить привыкание воспитателя к особенностям нового ребенка, основная задача родителя : не быть замкнутым рассказать о нелегкой судьбе ребенка и его появлении в семье. После разговора работникам станет понятнее как выстраивать работу с новичком и где уделить больше внимания.

Дети с неразборчивой привязанностью (сироты) могут подходить к любым взрослым пришедшими за своими детьми, обниматься с ними и усаживаться к ним на руки. Конечно этот факт не будет означать что дома малыша обижают, не дают ласки и тепла: все это есть, но конкуренция за «родительство» будет сохраняться в условиях двойной адаптации длительный срок. Воспитатель группы на прямую в восприятии таких детей является мамой.

Странное поведение таких малышей еще не все что может ожидать педагога, новые условия размоют все имеющиеся навыки (ненадолго проявится стресс) : драчливость, отказ от еды, потеря сна, энурез, непредсказуемое справление нужды, крайняя заторможенность.

Общие особенности детей дошкольного возраста (в следствии депривации) :

— Имеет плохой аппетит

— Малый вес

— Плохой сон

— Ряд заболеваний

— Менее капризны и плаксивы

— Менее разговорчивы (ОНР)

— Редко выходят на контакт по своей инициативе с другими ребятами.

Не стоит торопиться готовить такого малыша к школе, обучение не будет успешным, по причине не заполненного умения играть - ведь это является ведущей деятельностью до 7 лет. В данном случае сложно назвать игровую деятельность - ведущей, ведь было лишь ее частичное присутствие. Школьная зрелость не наступает.

«Школьная зрелость– процесс созревания мозговых структур, которые отвечают за возможность обучаться в школе, признаком которой является способность детей выстраивать игровой сюжет.

И здесь можно вспомнить нахождение в кроватке лежа, глаза в потолок…. и серые игрушки детского дома, что все это даст возможность вывода о умении играть.»

Интеллектуальные особенности детей- сирот :

Неспособность на длительное время сосредоточится на своих действиях, переключается на попадающиеся предметы.

Использование увлеченного предмета в абсурдных неприемлемых целях.

Способность выполнения действий, одобряемых взрослым, но не иметь личного целеполагания.

Способность к сотрудничеству со сверстниками не наблюдается.

Вовремя чтения ему книги, не проявляет познавательной активности, не задает вопросов.

Через 5-7 минут беседы отвлекается.

Боязнь самостоятельных действий.

Отсутствие бережливости вещи

Безусловно тяжело уделять ребенку внимание при наполняемости групп детского сада. К взаимодействию целесообразнее будет позвать узких специалистов, где на индивидуальных занятиях у ребенка будут восполняться пробелы – такая работа принесет свои плоды, поможет малютке вступить на тропу «первоклассника».

Встречаясь с такого рода проблемами, родители и педагоги дошкольных учреждений испытывают разочарование. Главное помнить, что это ребенок, которому нужно помочь, не ждать чудес, а добросовестно работать в нужном направлении, не оскорблять и не сравнивать его с другими детьми, только с его вчерашними достижениями и его сегодняшними, не забывая о поощрении. Используйте в учебной деятельности упражнения по развитию понятийного мышления: Задачи на классификацию: «Четвертый лишний», «Матрица» «Лабиринт». Такие занятия могут научить детей: геометрическим фигурам, размерам, цветам, признакам, обобщению и не будут грустно и навязчиво выглядеть, сохраняя игровой момент. Рисование- это особый путь познания человека и окружающего мира – рисунок дает возможность наглядно закреплять информацию и ощущать ребенку свое тело. А если родители принимают в дар его творение, это еще больше стимулирует малыша к труду.

Отставание малыша, оставшегося без попечения родителей, от общей группы в детском саду, будет заметно только на первых парах, потому что в начале своего жизненного пути он был занят выживанием, а не развитием и познанием мира.

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003

2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991

3. Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПБ,-М., 2003.

4. Прихожан А. М. Толстых Н. Н. Психология сиротства: научный контекст, исследование проблемы 2005

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Особенности общения и группового поведения в дошкольном возрасте» Установление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, на кото-ром формируются психологические меха-низмы внимания, ощущений и.

Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков всегда будут стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для воспитателей по созданию ППР среды по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте детского сада Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный.

Особенности проведения подвижных игр в среднем дошкольном возрасте. Выступление на педсовете Выступление на педагогическом совете 19 декабря 2013 г. воспитателя средней группы Подвижная игра – упражнение, посредством которого ребенок.

Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер. Несомненно, умение правильно говорить – это один из важнейших компонентов.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Особенности изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте КАК ПОНИМАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада
Опубликовано: 22 января 2019 в 10:05
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Римлянская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июня. День памяти и скорби. Передвижка «День памяти и скорби»

22 июня мы чтим память о трагическом дне начала Великой Отечественной войны. Расскажем детям, как это было.

20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД