Ольга Нарцева
«Белгородские умельцы». Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по разделу программы «Детство»
«Ребёнок входит в мир социальных отношений»,
и программы Князевой О. Л.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
для подготовительной группы детского сада.
Тема: «Белгородские умельцы».
(использование компьютерной анимации в практической части)
Программное содержание.
Обучающие задачи.
- Продолжать знакомить детей с традиционными народными костюмами Белгородской области и Белгородского района.
Публикация «„Белгородские умельцы“, Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
- Учить находить отличительные особенности в конструкции костюмов, декоре, узоре и орнаменте.
- Закреплять умение рисовать, соблюдая линию орнамента; красиво сочетать цвета.
- Отражать в росписи национальное своеобразие вышивки на рубашке.
- Продолжать знакомить детей с символикой орнамента вышивке.
- Развивать навык работы с компьютером.
Развивающие задачи.
- Активизировать познавательную деятельность детей, художественное мышление детей, творческое воображение на основе использования знаков-символов, модели (пирамида, дидактической игры.
- Развивать эстетический вкус.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать желание сохранять и возрождать народную художественную культуру Белгородского края, чувство гармонии и красоты.
- Побуждать проявлять чувство удовлетворения и радость от успешно выполненной работы.
Методические приё мы: игровой, рассказ, показ, художественное слово.
Предварительная работа: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа о современном способе выращивания и обработке льна, разучивание физминутки.
Оборудование: этнографический музей, мультимедийный проектор, фильм «Музей льна в Костроме» белгородские костюмы, кукла в костюме Белгородского района, «куклы-дергунчики» в костюмах Белгородского района, аудиозапись Белгородской песни и народной музыки, сноп льна, силуэты рубашек, гуашь для росписи, кисти, тычки, вода, силуэты костюмов с лицами детей.
Ход занятия.
1 часть. (вводная)
(Детей встречает хозяйка музея в костюме Белгородской области)
Хозяйка:
Сколько стран есть на планете
Я сказать вам не берусь
Только есть страна на свете
С ласковым названьем – Русь
Несмотря на лихолетья
Наш талантливый народ
Через годы и столетья
Мастерство своё несёт
И не ради громкой славы
Дело спорилось в руках
А для дела, не для забавы –
И живёт их труд в веках!
- Дети, сейчас вы посмотрите фильм о том, как выращивали лён в Костромской области.
(Видеозапись фильма «Музей льна в Костроме»)
- Чем знаменита Костромская область? (В Костроме выращивали лён, который обрабатывали, пряли, ткали и шили из него одежду, рушники, занавески, скатерти, простыни)
- Как используют лён в современном мире? (в наше время тоже шьют одежду, скатерти, полотенца, шторы, постельное бельё, салфетки)
- Чем ценится льняная одежда? (она натуральная, летом в этой одежде прохладно, а зимой тепло и т. д.)
- Кто знает загадки, пословицы, поговорки о льне?
- Давным-давно лён выращивали и в нашей Белгородской области. Давайте покажем, как это делали.
(Физминутка. Песня «Уж я сеяла ленок».)
1. Уж я сеяла, сеяла ленок
Уж я, сея, приговаривала
Подпевала, да приплясывала
Ты удайся мой синенький ленок
2. Уж я дёргала, дёргала ленок
Уж я, дёргав, приговаривала
Подпевала, да приплясывала
Ты удайся мой синенький ленок
3. Я сушила, сушила ленок
Я сушила, приговаривала
Подпевала, да приплясывала
Ты удайся мой синенький ленок
4. Я мочила, мочила ленок
Я мочила, приговаривала
Подпевала, да приплясывала
Ты удайся мой синенький ленок
5. Я трепала, трепала ленок
Я трепала, приговаривала
Подпевала, да приплясывала
Ты удайся мой синенький ленок
6. Я чесала, чесала ленок
Я чесала, приговаривала
Подпевала, да приплясывала
Ты удайся мой синенький ленок
7. Уж я пряла, да пряла ленок
Уж я пряла, приговаривала
Подпевала, да приплясывала
Ты удайся мой синенький ленок.
8. Уж я ткала, да ткала ленок
Уж я ткала, приговаривала
Подпевала, да приплясывала
Ты удайся мой синенький ленок
- Какую одежду шили в старину? (рубахи, сарафаны, понёвы, порты, кушаки, передники,.
В Белгородской области много районов, и в каждом районе был свой праздничный костюм. На мне костюм, который носили в Алексеевском районе (показывает на свой костюм и рассказывает) :
Кокошник как сорока
На голове сидит,
И словно солнце яркое
Золотом горит
Понёва шерстяная
Клетчатый узор -
До чего ж хорош наряд
Отвести не в силах взгляд!
- Такие костюмы носили в старину, А где сейчас можно увидеть такие красивые наряды? (в музее, на народных праздниках, на концертах, на артистах, которые танцуют и поют русские народные песни, по телевизору)
- Ребята, как называется район, в котором мы живём? (Наш район называется Белгородский)
- Мы сейчас поиграем в игру «Одень куклу в Белгородский костюм», и вспомним, какие наряды носили в нашем районе.
(Дидактическая игра «Одень куклу в белгородский костюм»)
- Назовите, из каких сёл эти куклы? (с. Пушкарное, с. Новая деревня, с. Нечаевка, с. Щетиновка)
- Как вы догадались, что они именно из этих сёл? (по значкам на пирамиде)
- Вы все русских народных костюмах, только на Ане необычный костюм.
- Аня, расскажи нам, где носили такой красивый наряд?
- В Белгородском районе в селе Болховец:
Я Белгородская красавица!
Разве Вам не нравится?
У меня на голове парчовая повязка,
Лентой сарафан расшит, кушаком подвязан.
Белая рубашечка, вышивкой украшена.
- Это девичий костюм или женский? (девичий, потому что волосы не закрыты головным убором)
- Для чего в старину вышивали рубашки? (для красоты и для оберега)
- От чего нужно было оберегать человека (от зла, об беды, от болезней)
- Как вышивка могла оберегать человека? (когда женщина вышивала рубашку, то она делала это с любовью, с желанием защитить, уберечь от беды того, кто будет носить эту рубашку)
- Каким орнаментом вышита рубашка? (геометрическим, потому, что орнамент состоит из ромбов)
- Что обозначали в вышивке ромбы с точками (засеянное поле)
- Значит, земля давала жизнь людям, она кормила и одевала их.
- У нас в музее точно такой костюм из села Болховец на кукле (показывает куклу)
- Я предлагаю вам стать народными умельцами и нарисовать точно такой красивый узор, как на рубашке у Ани и у куклы.
2 часть. (практическая)
(Дети рассаживаются за столы)
Хозяйка: Сейчас мы станем народными мастерами, и украсим рубашку вышивкой. Только вместо ниток и иголок мы возьмём кисточку и нарисуем красками вот такой орнамент (показать рубашку с нарисованным орнаментом)
- Как нужно рисовать узор, вы сейчас увидите на экране.
(Компьютерная анимация)
- Сейчас проведё м пальчиковую гимнастику:
Этот пальчик – дедушка (загибают большой палец)
Этот пальчик – бабушка (загибают указательный палец)
Этот пальчик – папа (загибают средний палец)
Этот пальчик – мама (загибают безымянный палец)
Этот пальчик – я (загибают мизинец)
Вместе дружная семья (сжать кулак)
- Теперь возьмите кисточки и нарисуйте точно такой узор.
(Во время рисования звучит русская народная музыка)
Хозяйка во время работы детей поощряет их пословицами о труде:
Есть терпенье, будет и уменье.
Терпенье и труд – всё перетрут.
Мастерство везде в почёте.
(После окончания работы дети развешивают рубашки и любуются ими.)
Хозяйка:
Ну и рубашки, просто диво
Рисовали вы красиво!
Мастера и мастерицы,
Надо всем у вас учиться.
3 часть. (заключительная)
Хозяйка: Дети, на экране изображены картинки с предметами. Подумайте и выберите те предметы, которые относятся к выращиванию льна, обработке льна и изготовлению одежды. Подойдите к компьютеру щелкните левой кнопкой мыши, и эти предметы переместятся вверх. Если вы правильно выберите нужные предметы, то экран загорится зелёным светом. Если экран загорится красным светом, вам нужно будет исправить ошибку (если у кого-то не получается, педагог помогает работать на компьютере)
-Я хочу подарить вам силуэты кукол в Белгородских костюмах, на которых ваши лица. Вы дома раскрасите этот костюм, затем вставите в рамку свой портрет.
- Давайте вспомним песню о нашем Белгородском крае.
(дети исполняют один куплет и уходят)
Мой Белгородский край, родной мой
Земля талантов, славных мастеров.
Традиции твои мы возрождаем
Обычаи и дедов, и отцов!