Дубовская Ольга
Конспект занятия на тему «Безопасность на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде.
Задачи:
Узнать больше
1. Расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности.
2. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
Публикация «Конспект занятия на тему „Безопасность на воде“» размещена в разделах
- Безопасность на воде. Правила поведения на водоемах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Правила поведения на воде. Конспекты занятий, беседы
- Темочки
3. Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.
Оборудование: карточки с картинками, глобус.
Ход занятия
Ребята, хочу вас поприветствовать и предложить беседу, а вот о чем будет беседа, вам предстоит отгадать!
«Отгадай загадку»
Она бежит, струится,
Струйки не бегут.
Склонились молчаливо,
Над ней густые ивы. (Река.)
Педагог: - Ребята, сегодня мы поговорим о воде. Посмотрите на карту мира. Какой краски на ней больше всего? (Синей и голубой)
- Правильно. Что на физической карте отмечают таким цветом? (Воду – реки, моря, озера, океаны).
В нашей области большое количество водоемов, на которых можно прекрасно отдохнуть в летнее время или зимой.
Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом.
Для чего вы идете к водоему зимой? (Покататься на коньках).
Как вы думаете, что может произойти в зимний период, когда вода покрыта льдом? (В зимнее время, можно провалиться под него)
Правильно, в такие периоды следует помнить, что на льду легко провалиться,
Скажите, а весной можно ходить на водоемы? (нельзя)
Почему? (потому что лед тает)
Правильно, молодцы. Лед тает, ломается и можно легко утонуть.
Давайте мы с вами составим правила поведения на воде в холодное время года. Вы будете называть, а я буду записывать.
1. Нельзя ходить без родителей.
2. Не выходите на лед во время весеннего паводка.
3. Не стойте на обрывистых и подмытых берегах - они могут обвалиться.
4. Не подходите близко к ямам, котловинам.
5. Перед выходом на лед нужно проверить его прочность.
В: Как можно проверить лед на прочность? (достаточно легкого удара, чтобы убедиться в этом)
Хорошо, молодцы. Правила мы записали. А вот как поступить, если случай уже произошел, и человек уже упал в воду?
(Если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или озере, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и помогут выручить из беды)
Воспитатель: Молодцы! Что-то мы немножко засиделись, давай разомнемся немножко!
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).
Воспитатель: -В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам? (Летом)
-Почему летом? (Летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь).
Вы купались летом?
Умеете плавать?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что бы купаться, тоже нужно соблюдать определенные правила Безопасного поведения.
Давайте мы тоже запишем, какие правила нужно соблюдать в летнее время?
1) Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.
2) Нельзя нырять в незнакомых местах.
3) Нельзя заплывать далеко.
4) Играя в воде, даже в шутку нельзя "топить" своих друзей.
Воспитатель: - Молодцы! А вы знаете что такое "буек". Что оно обозначает?
Буек – поплавок, выставляемый для обозначения места постановки сетей, указание чего-либо на воде.
Воспитатель: - Правильно. Дно за буйками может представлять опасность – можно пораниться, а также, заплыв за буйки, вы можете попасть под проплывающее мимо морское или речное судно, капитан которого никак не ожидает встретить вас в этом месте.
Воспитатель: Вот такие правила безопасности их должны знать все дети и взрослые.
Ребята а с какими людьми вы можете встретиться, на берегу которые помогают купающим (Со спасателями, водолазами).
Воспитатель: Правильно. Кто такие спасатели? (Летом мы часто видим их у реки. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо, человек начал тонуть)
- Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас.
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки, и ответьте на вопрос что нужно взять с собой на речку отправляясь купаться?
(Жилет, спасательный круг)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь человеку, который начал тонуть? ( Сразу надо кричать: "Человек тонет!" – чтобы привлечь внимание; Бросить ему спасательный круг, веревку)
Воспитатель: А что делать, если сам начал тонуть? (самое главное – не паниковать. В этом случае появляется возможность сэкономить силы, сохранить дыхание, позвать на помощь и какое-то время удержаться на воде).
Воспитатель: И в окончании нашей беседы, давайте нарисуем спасательные круги.
Вы хорошо поработали, а теперь послушайте сказку.
Сказка
Азбука безопасности : "Как неразлучные друзья в воде не тонули".
Сказочник: Иванов Альберт Анатольевич
В большом и шумном городе, пусть даже и сказочном, стояла невыносимая летняя жара. Было пыльно и душно. Все, кто мог, уехали на это время из города. Но многие остались, как и наши неразлучные друзья: зайчонок Ваня, лисонька Лиза и медвежонок Миша.
Они очень завидовали тем, кто сейчас отдыхает где-нибудь у моря, у озера, у реки или хотя бы у пруда!
И вот медвежонок Миша как-то сообщил друзьям, что случайно обнаружил неподалеку от них, за новыми домами, настоящий пруд!
- Вода там чистая! - весело сказал он. - Там родники бьют!
- Кого? - на всякий случай осторожно спросил зайчонок.
- Не кого - а откуда, - разъяснил медвежонок. - Со дна бьют. Потому и вода чистая.
- Ура! - воскликнула лисонька. - Будем туда ходить и купаться!
- А ты хорошо плавать умеешь? - спросил зайчонок.
- Я сказала - купаться, а не плавать, - уклончиво ответила лисонька и потребовала: - Миша, веди нас на пруд.
Напрасно зайчонок Ваня говорил, что надо сначала спросить разрешения у родителей. И вообще утверждал, что если уж идти на пруд, то непременно со старшими. Его не послушали.
Первооткрыватель водоёма, медвежонок Миша, тут же заявил, что родители не разрешат. К тому же у родителей никогда нет времени. Да и сами они, неразлучные друзья, уже умеют переходить улицу, и ничего опасного с ними по дороге не случится.
- Ты, наверно, чтобы в ванне окунуться, и то у мамы разрешения спрашиваешь! - насмешливо сказал он зайчонку.
- Ладно, - нехотя согласился тот. Ему стало неудобно перед друзьями.
Тем более, и правда стояла такая жара, что асфальт плавился.
И они пошли. Медвежонок Миша оказался прав - они уже умело, по всем правилам, перешли две улицы и переулок. Никакой сложности!
А вот и пруд. Здесь город заканчивался, начинались тенистые зелёные рощицы, и пруд искристо сверкал в пологом овраге, покрытом по склонам мягкой травой.
Одно только было непонятно: загорающие кое-где были, а купающихся нигде не было. Лишь виднелись одинокие рыболовы-еноты, взмахивающие длинными удочками.
- Что я говорил! - торжествовал медвежонок Миша. - Красота!
- А я и купальник захватила, - похвасталась лисонька Лиза.
- Ну и печёт! - вздохнул медвежонок и деловито предложил: - Сразу в воду кинемся?
- Сразу нельзя, - забеспокоился зайчонок. - Знаешь умную пословицу: не зная броду, не суйся в воду?
- А я зато другие умные стихи знаю, - баском произнёс упрямый медвежонок. - “Давайте ж купаться в ушате, в корыте и в ванне. В реке, в ручейке, в океане!” - “Всегда и везде - вечная слава воде!” - задорно подхватила лисонька. - В школе учили, забыл? - важно взглянула она на зайчонка.
- Но мы же только посмотреть пришли, - слабо сопротивлялся зайчонок.
- Посмотреть - без купания? - рассмеялся медвежонок.
Он скинул одежду и подошёл к бугорку над прудом.
- Сейчас нырну, - предвкушал он. - Ласточкой! Я вам такой класс покажу!
- Показать ты, может, и покажешь класс, - откинулся сидевший неподалёку с удочкой Енот. - Но, боюсь, обратно в свой школьный класс уже не вернёшься.
- Это почему? - засопел медвежонок.
- Да тут такие коряги, что я три крючка об них оборвал, - в сердцах сказал Енот.
- Нет уж, коряги, да ещё с крючками, мне не нужны, - затоптался медвежонок. - Так и быть, я сначала по пояс окунусь.
- А если ноги порежешь? - У Енота не клевало, и он был не прочь поговорить. - Я недавно тут ржавую консервную банку выловил - “Килька в томате”.
- И то - нельзя, и это - нельзя! - возмутился медвежонок. - Ну и порядки тут у вас!
- Порядки везде одинаковые, - внезапно приземлился рядом с ним прилетевший откуда-то знакомый Аист в голубой фуражке с надписью “Спасатель”.
- Какие? - уныло вздохнула лисонька Лиза. - Наверно, сложные? А у меня память слабая, вся на учёбу в школе уходит.
- Порядки очень простые. Даже ты запомнишь, - усмехнулся Аист-спасатель. - Я сейчас одну такую Лису на соседней речке из омута вытащил. Так вцепилась в меня, чуть самого не утопила. Еле откачали!
- Кого - вас? - удивился зайчонок.
- Конечно, её, - с достоинством поправил фуражку Аист.
- Ну ладно, рассказывайте поскорей про свои порядки, - капризно попросил медвежонок. - А то купаться охота! - Значит, так, - терпеливо начал Аист. - Прежде чем лезть в воду, надо убедиться, безопасно ли месту для купания.
- Пока я убеждаться буду, - пробурчал медвежонок, - наверняка на банку из-под кильки нарвусь или на коряги с крючками. - Он покосился на рыболова Енота. - Большие крючки-то? - внезапно спросил он.
- Крупные, - угрюмо ответил рыболов.
- Вот! Или, того хуже, на разбитые стекла наступлю, - продолжил медвежонок. - И стану ещё косолапей!
- Именно поэтому везде и всегда, - внушительно сказал Аист, - тебе надо купаться только в специально отведённых местах.
- И где оно, это отведённое мне место? - огляделся медвежонок.
- Здесь его нет, - заметил Аист. - Здесь купаться не рекомендуется. Видишь, вон там табличка стоит!
- Далеко, - шмыгнул носом медвежонок. - И вообще я ещё плохо читаю. Без родителей, - уточнил он.
- Ага. Значит, без родителей ты читаешь пока ещё плохо, - улыбнулся Аист. - А разве купаться без них хорошо?
- Это дело не хитрое, - вступилась за друга лисонька.
- Ну, ты известная хитруля, - благодушно подмигнул Аист. - Запомните: вам, маленьким зверятам, купаться без родителей не советую. Да ещё в незнакомом месте!
- Где же нам знакомые места взять? - заныл и осторожный зайчонок.
- Да их полным-полно. Взрослые знают, куда можно пойти и всласть искупаться. Там и “лягушатники” есть для ребят-зверят, и лодочные станции, и водные велосипеды!
- И мороженое? - облизнулась лисонька.
- А как же! Какое же это купание без мороженого? - Аист невольно причмокнул, спохватился и принял строгий вид. - Так что обращайтесь к родителям, они вас обязательно сводят.
- Пока они нас сводят, мы состаримся, - проворчал медвежонок, собираясь уже было одеваться.
- Погоди, - остановил его Аист. - Здесь и правда вода хорошая, родниковая. Давайте-ка я вас всех водицей окачу, чтоб не жалели, что зря сюда прогулялись.
И, зачерпнув большими крыльями воду, он щедро обрызгал повизгивающих неразлучных друзей.
- Хоть немножко, но искупались! - ликовал зайчонок Ваня.
Неразлучные друзья возвращались домой. Медвежонок неожиданно остановился:
- Ну, ладно. С купанием я, так и быть, промахнулся. Да только не думайте, что я этот пруд напрасно открыл. Придёт зима, там такой каток будет! Катайся, где хочешь! Ни коряги не страшны, ни консервные банки, ни стёкла. И все места, ну, прямо специально для нас отведённые!
- Вот погоняем на коньках! - захлопала в ладошки лисонька Лиза.
- И на лыжах! - обрадовался зайчонок Ваня. - Видали, какие там склоны! Молодец ты, Миша, что такое местечко откопал!
- Я не откапывал, - заскромничал медвежонок. - Пруд здесь и без меня был. Поскорей бы зима пришла, - мечтательно повторил он. - Уж тогда меня никто не остановит. Первым на лёд выскочу!
И вот пришла зима. Она только началась, но моментально застеклила льдом и редкие лужи на улицах, и весь знакомый большой пруд.
Медвежонок Миша, сверкая новенькими коньками, понёсся зигзагами по ледяному зеркалу пруда.
- “Обув железом острым ноги. ” - громко декламировал он.
- Медведь лежит в своей берлоге! - шутливо добавил “стихотворец” зайчонок, плавно съезжая со склона оврага на лыжах.
- Я городской медведь, а не лесной, - обиделся медвежонок. - В городе в зимнюю спячку не заляжешь, шумно очень!
- Зато ты на уроках дремлешь, - засмеялась лисонька, тоже скользя за ним на коньках.
Хорошо было на пруду. Никого, просторно. И тихо было вокруг. Лишь приятно поскрипывал ледок под острыми коньками.
Медвежонок Миша, далеко оторвавшийся от лисоньки Лизы, вдруг покачнулся и нелепо взмахнул лапами. Нет, неспроста потрескивал лёд под коньками. То ли он повсюду был ещё недостаточно толстым, то ли медвежонок невольно очутился в том месте, где со дна били ключи. И.
Зазмеились трещины, и косолапый увалень провалился под лёд!
Он забарахтался в воде, цепляясь за края полыньи, которые с хрустом обламывались под ним.
Случилась беда! Но зайчонок Ваня не растерялся. Он отважно бросился к медвежонку. Конечно, ему помогло и то, что он был на лыжах. У него была достаточная опора, лёд под широкими лыжами не проламывался. Подъехав к полынье, зайчонок протянул лыжную палку другу.
Медвежонок так ухватился за неё, что чуть не стянул зайчонка в воду.
Тут и Лиза кинулась на помощь. Она ведь была полегче медвежонка. Лисонька быстро подкатила и остановилась немного позади зайчонка. Он мигом протянул ей вторую лыжную палку.
И спасение медвежонка началось с удвоенной силой. Зайчонок тащил медвежонка, а лисонька - зайчонка. Так они вдвоём и вытянули незадачливого лихача на более прочный лёд.
Медвежонок дрожал от холода, но бодрился и даже шутил:
- Летом не удалось, зато хоть зимой искупался!
- Ты побегай, - беспокоилась лисонька. - Согреешься!
- Может, согреюсь, а может, опять провалюсь, - бормотал он, боясь даже сдвинуться с места. - Вдруг такие ловушки нас повсюду поджидают!
Да и зайчонок с лисонькой теперь боялись вернуться на берег. Так и стояли все беспомощно на середине пруда.
На их счастье, по боковой дороге возле пруда проезжал на грузовике старший Мишин брат-шофёр. Заметив происходящее на пруду, он резко остановил машину, выскочил с длинным буксирным канатом и, раскрутив его, как лассо, ловко швырнул неразлучным друзьям.
Схватившись втроём за канат, они быстро выбрались на берег. Тем более, что шофёр мощными рывками подтягивал их к себе.
Перво-наперво он по-братски наградил медвежонка подзатыльником, а потом заботливо накинул на него свою тёплую куртку.
Внезапно и вездесущий Аист рядом возник, как с неба свалился, в шапке-ушанке и в белых валеночках. Он с ходу вручил Мишке новенький спасательный жилет:
- Я гляжу, без него тебе никак нельзя! На все случаи пригодится!
- Скорей в машину! - подсадил медвежонка в кабину старший брат. - И вы залезайте, места хватит, - пригласил он остальных.
- Правильно вы себя вели, не растерялись, - похвалил Аист маленьких спасателей, а затем не удержался: - Разве можно по неокрепшему льду гонять?
- Всегда так, - прошептал зайчонок лисоньке. - Мы, выходит, правильно себя вели, а жилет кому достался!
Аист вдруг подпрыгнул и полетел прочь, роняя валенки.
- Вы куда? - крикнула лисонька.
- А насчет медалей “За спасение” кто хлопотать будет? - на лету обернулся Аист. - Я только из-за вас, ребят-зверят, в тёплые края не улетаю, - пожаловался он. - Ну и жизнь!
Можно ли нырять в воду в незнакомом месте? Или пусть в тебя там ржавая консервная банка вцепится?
Что безопасней и приятней : купаться в специально отведённом месте на пляже или остаться без мороженого на диком водоёме с коряжником?
Можно ли с ходу лезть в воду на глубину? Или лучше поучиться как следует плавать в “лягушатнике”, но без лягушек?
Что интересней: бесшумно гонять на коньках по толстому льду или с треском провалиться на тонком ледку и заодно искупаться?
Зайчонок Ваня, наш поэт, даё т ребятам всем совет:
Не зная, братцы, броду, Не лезьте лучше в воду!
Дали им по медали?
Или ремня ещё дали?
За правильный детский ответ Каждому - пару конфет.